Ореховский индустриальный техникум ГЛАВА VII

.

ГЛАВА VII

Из статей преподавателя Мирошкиной Л.В., напечатанных в газетах «Орехово-Зуевская правда» и «Знамя» в 70-80-х годах.

Трудовая четверть (Незабываемые встречи с Севастополем)

Дан Всесоюзный старт летней трудовой четверти. У учащихся третьего курса Ореховского индустриального техникума - производственная практика, а отряд самых лучших учащихся первого и второго курсов (лучших по успеваемости и по участию в общественной жизни) поедет после окончания экзаменационной сессии в один из совхозов Астраханской области на уборку бахчевых культур. Уже позади экзамен по технике безопасности и совсем недалек тот день, когда студенческий отряд Ореховского индустриального техникума под руководством командира отряда, комсомольца, преподавателя Н.С. Егорова в форме защитного цвета членов ССО сядет в поезд дальнего следования и направится в Астраханскую область...

Участие студенческого отряда в уборке урожая в период летних студенческих каникул стало в Ореховском индустриальном техникуме традицией. А начало этой полезной и нужной как ребятам, так и сельскому хозяйству традиции положил первый ССО-57, который принял участие в уборке целинного урожая в Кустанайской области в 1957 году и первым командиром первого строительного отряда был комсомольский вожак Ореховского индустриального техникума того времени Владимир Васильевич Косинов.

Шли годы, менялись места дислокации сельскохозяйственных студенческих отрядов: совхозы и колхозы на Украине, под Севастополем, под Евпаторией.

Особенно глубоко в памяти выпускников Ореховского индустриального техникума семидесятых годов осталась их работа в совхозе «Севастопольский», где наряду с помощью, которую учащиеся оказали совхозу в выращивании и уборке овощей, они получили отличную закалку от солнечных и морских ванн на побережье Черного моря, узнали много нового и интересного от старожилов и в музеях о героической истории города Севастополя.

Почти каждый день после работы, которая длилась с утра до обеда, учащиеся Ореховского индустриального техникума отправлялись в пешие походы по окрестностям Севастополя и вдоль и поперек много раз исходили сам город Севастополь.

Тяжелые бои шли в годы Великой Отечественной войны на севастопольской земле. Даже в 70-е годы севастопольская земля была усеяна осколками мин и бомб, и с этим эхом войны члены отряда встречались каждый день в поле, по дороге домой, во время путешествий по окрестностям Севастополя. Однажды, окучивая в поле мотыгами свеклу, мы наткнулись на полуметровый из нержавеющей стали снаряд. Моряки, работавшие рядом с нами, увидев снаряд, отобрали его у нас. Поля, на которых мы работали, были усеяны человеческими костями... В горах, рядом с нашим домиком и в старых каменоломнях, где в годы войны находились партизаны, нам попадались ржавые каски военных лет. Некоторые члены ССО взяли с собой это эхо войны в качестве сувениров.

Затаив дыхание, поднимались учащиеся на легендарный Малахов курган. Здесь погибли адмиралы В. Корнилов. В. Истомин, П. Нахимов, мужественно сражались тысячи стойких сынов России, в период Крымской войны 1853-1856 гг. воевал великий писатель Л,Н. Толстой. Здесь в годы Великой Отечественной войны прославилась батарея Алексея Митюхина, которая отразила не одну атаку. Теперь на кургане цветет Парк Дружбы народов, горит вечный огонь, у которого молодые матросы принимают присягу.

Члены ССО ОИТ положили цветы у подножия памятника солдатам и матросам, участвовавшим в вооруженном восстании в Севастополе в 1905 году, которым руководил лейтенант Шмидт. В своем последнем слове Петр Петрович Шмидт сказал: «Я знаю, что столб, у которого встану я принять смерть, будет водружен на грани двух исторических эпох нашей Родины... Позади, за спиной у меня останутся народные страдания и потрясения тяжелых лет, а впереди я буду видеть молодую, обновленную, счастливую Россию».

Инкерманская бухта. Инкерманские высоты. Здесь находится совхоз «Севастопольский», здесь было место дислокации отряда Ореховского индустриального техникума в 1970 году, которым руководила преподаватель ОИТ Мирошкина Л.В. От старожилов бухты Инкерманская и из музея ореховозуевцы узнали, что около двухсот лет назад, майским днем 1783 года в бухту вошла эскадра российских кораблей вместе с русским полководцем А.В. Суворовым и по его инициативе стал расти город - крепость Севастополь.

Здесь флотом командовал адмирал Ушаков, здесь, в Инкермановской бухте, на рейде стоял броненосец «Потемкин», поднявший в 1905 году красное знамя свободы, здесь, на Инкерманских высотах, в каменоломнях-пещерах в годы Великой Отечественной войны советские люди совершали подвиги. Стиснутый вражеским кольцом Севастополь ушел под землю, где ковал оружие для фронта.

Навсегда в памяти учащихся останется пеший поход на Сапун-гору, которая находится в пяти километрах от Севастополя и которая была местом исторических сражений 1944 года. На ее склонах и отвесных скалах противник построил многоярусную систему обороны: блиндажи, траншеи, минные поля, более трехсот дотов и дзотов, сто противотанковых, пулеметных батарей, свыше тысячи пулеметных точек... И все это на участке в пятнадцать километров. В 9 часов утра 7 мая 1944 года началась полуторачасовая артиллерийская подготовка. Земля дрожала, кипела от огня. Сапун - гора окуталась дымом и пылью. Более 250 наших орудий и минометов на километре фронта было сосредоточено на этом главном направлении. Такого массированного огня не было даже под Сталинградом. Через 9 часов боя высота пала. После войны севастопольцы украсили Сапун-гору парком, воздвигли мемориал. Члены отряда Ореховского индустриального техникума не только своими глазами увидели места сражений, своими ногами исколесили сохранившиеся траншеи, окопы, блиндажи военных лет, своими руками потрогали военную технику, которая принимала участие в сражениях под Севастополем: пулеметы, танки, военные катера, сфотографировались у каждого вида оружия, даже верхом на танке Т-34 и у мемориальной доски, на которой золотыми буквами увековечены имена советских людей, погибших при штурме Сапун-горы.

До конца своей жизни не забудут учащиеся праздник, посвященный Дню Военно-Морского Флота с участием моряков Севастополя. Несколько часов длилось это необычное для нас, жителей Подмосковья, праздничное зрелище: заплыв 1000 моряков, взлет вертолетов с палубы военных кораблей, подъем подводных лодок, высадка морского десанта из люка огромного корабля и, наконец, праздничный вечерний салют, который мы уже наблюдали с вершины горы возле нашего домика.

Увидеть Севастополь, ступить на его землю - это больше, чем прослушать тысячу лекций. Это, если хотите, - школа патриотизма...

Растет трудовая смена

Один из главных рычагов эффективности нашей экономики сегодня и в будущем - экономическая образованность будущих специалистов в сочетании с их чувствами гражданского долга, ответственности при наличии хорошей профессиональной подготовки. Об этом часто ведут разговор преподаватели Ореховского индустриального техникума с учащимися - будущими специалистами - во время лекций, уроков и во время практических занятий и на внеклассных мероприятиях.

Об этом в декабре 1982 года шел разговор на отчетной конференции по итогам технологической практики торфосезона 1982 года, а отчетные конференции проводились в техникуме каждый год.

Ежегодная летняя практика учащихся 3-го курса отделения «Разработка торфяных месторождений» складывалась из учебной и производственной технологической практики. Задачи учебной практики: овладение рабочими профессиями, углубление и закрепление знаний, полученных на занятиях в техникуме, подготовка к предстоящей технологической практике.

Во время учебной практики учащиеся изучали слесарное дело, тракторы, оборудование по добыче торфа, болотно-подготовительную технику, получали права по управлению современными торфяными машинами.

Во время технологической практики учащиеся работали машинистами торфяных машин, слесарями-ремонтниками, лаборантами по технологическому анализу и на других различных процессах по переработке торфа.

Для быстрого овладения профессией машиниста торфяных машин за учащимися техникума на местах практики закреплялись опытные наставники: мастера, инженеры. Среди них много выпускников Ореховского индустриального техникума. Во время производственной практики они передавали учащимся не только свои знания, но и любовь к своей профессии, учили думать по-рабочему, не пасовать перед трудностями. И там, во время производственной практики, продолжалась борьба за нового человека, хозяина современной техники, за воспитание рабочей совести, формирование чувства ответственности за себя и за товарища по труду, за предприятие, на котором они работают.

Учащиеся Ореховского индустриального на протяжении всей практики на различных предприятиях зарекомендовали себя с хорошей стороны: добросовестно относились к труду, поручениям, бережно относились к технике. Они оказали большую практическую помощь торфопредприятиям в выполнении сезонного плана по добыче в 1982 году и принимали активное участие в социалистическом соревновании.

Максимально используя внутренние резервы, развивая бригадную форму работы, коллективы торфопредприятий (а учащиеся техникума во время сезона добычи торфа становились членами трудовых коллективов торфопредприятий) брали повышенные социалистические обязательства.

Социалистическое соревнование проводилось по лицевым счетам эффективности. Лучшим коллективам цехов, полей присуждались Красные знамена, вымпелы, выдавались денежные премии. Подведение итогов социалистического соревнования проводилось ежемесячно.

Участвуя в соревновании в качестве членов трудовых коллективов, учащиеся в деле почувствовали, что такое забота обо всех, о целом предприятии, что социалистическое соревнование ведет к сбережению секунд, минут, часов, к уплотнению рабочего времени.

По итогам социалистического соревнования среди учащихся техникумов, ГПТУ, студентов институтов учащиеся Ореховского индустриального техникума добились наивысших показателей. Почетными грамотами и денежными премиями объединения «Шатурторф» были награждены свыше 30 учащихся отделения «Разработка торфяных месторождений» Ореховского индустриального техникума. Среди них учащиеся Лямин А.В., Овсянкин Л.В., Соколова Н.В., Арнаутова Т.Н., Старчук Ю.И., Иванов С.П., Высокое В.А. и другие. Так, учащийся 3-го курса техникума С.И. Пайдоверов, работая машинистом, выполнил план за май месяц на 215%, А.В. Лямин в августе дал 215% плана, Т.Н. Арнаутова -184%. Заработная плата учащихся 3-го курса поднималась за месяц, во время торфяного сезона, до 260, 340 рублей.

За время практики на торфопредприятиях учащиеся Ореховского индустриального техникума изучили технологический процесс добычи фрезерного торфа, ознакомились с технико-экономическими показателями торфопредприятий, участков, с условиями оплаты труда, с инструкциями по технике безопасности, с машинами ФПУ-2, УМПФ-8, с новыми фрезерными барабанами БФ-9Р, валкователями МТФ-37, МТФ-ЗЗА, широкозахватными ворошилками, машинами по подготовке и ремонту полей, экскаваторами МПТ-71, машинами для корчевки и вывозки пня ТТП-81, МТП-26, с новыми тележками (ГПС) МПТ-24А. машинами для сборки пня СП-6.7, МПТ-22 и т.д. Во время прохождения практики учащиеся вели дневники, собирали материал для составления отчета по практике. Руководители практики давали учащимся консультации по интересующим их вопросам. И программа была полностью выполнена.

Все знания и навыки, полученные учащимися за период практики, пригодились им не только для выполнения дипломного проекта, но и в дальнейшей их жизни.

Техническое творчество в Ореховском индустриальном техникуме

Ореховский индустриальный техникум, возникший в годы первой пятилетки, скоро будет отмечать солидный возраст - 70-летие,

За годы своего существования техникум подготовил для народного хозяйства страны свыше 15 тыс, специалистов.

Если первые выпускники техникума участвовали в строительстве Магнитогорска, осваивали новые месторождения торфа, строили жилые и промышленные здания по всей нашей необъятной стране, выпускники 70-80 годов воздвигали города и поселки на БАМе, участвовали в строительстве различных объектов в дружественных странах.

Известно, что настоящих, творчески мыслящих специалистов могут воспитать учителя, которые творчески мыслят и творчески относятся к своему педагогическому труду.

С первых дней рождения Орехово-Зуевского политехникума его преподаватели, кроме преподавательской работы, занимались составлением учебных пособий по различным предметам, помогали осваивать новые месторождения торфа. Вот, что об этом писала местная газете «Большевик» 2 марта 1941 года: «Проектно-исследовательское бюро при Ореховском торфяном техникуме принимает работы по исследованию торфяных массивов и проектированию торфяных предприятий на них от всех предприятий города и района... С предложением обращаться: Орехово-Зуевский торфяной техникум, ул Красина дом 4, телефон 86-28. Личные переговоры ежедневно с 10 часов утра до 1 часа дня. Выходные-суббота и воскресенье. Орехово-Зуевский торфяной техникум».

Мы уже рассказывали о таких творческих личностях - преподавателях техникума, какБылинский К.П. (автор учебника «Технический анализ торфа»), Москалев Л.А.(автор «Задачника по электротехнике»), Васильев С.В. (автор учебников «Электрификация торфяных предприятий» и «Электрооборудование торфяных предприятий»).

Преподаватели сопромата и теоретической механики Нырков И.М. и Матросович А.Р. написали две части книги «Контрольные и расчетно-графические работы по предмету «Теоретическая механика».

Преподаватели Мурзакова Н.А. и Рогова Г.И. составили рецензии на книги по торфяной промышленности.

Большой вклад в разработку методики программированного опроса и обучения по теоретической механике, сопромату, металловедению, по строительным материалам в 60-70 годы внесли такие преподаватели Ореховского индустриального техникума, как Нырков И.М., Закорюкина О.Ф, Паршин Б.Д и др.

В народе говорят: «Древо доброе плоды добрые творит». То же самое можно сказать о преподавателях Ореховского индустриального техникума всех поколений. Свое творческое отношение к труду преподаватели техникума передавали своим ученикам.

Выпускники средних специальных учебных заведений должны обладать способностью оригинально и творчески решать технические задачи. Большую помощь в развитии этих способностей, в решении этой проблемы оказывали и оказывают кружки технического творчества. Их занятия являются логическим продолжением обучения учащихся во время уроков, воспитывают у учащихся бережное отношение к народному достоянию, формируют у них творческое отношение к труду, обогащают их теоретические знания, прививают навыки проектирования и конструирования, что необходимо будущим специалистам в их дальнейшей трудовой деятельности при решении более сложных технических задач.

Техническое творчество - единый процесс познания и действия. В процессе изготовления моделей, макетов в кружках технического творчества учащиеся сталкиваются с технологией обработки различных материалов, с проявлением их физических и химических свойств, с поведением устройств в различных условиях, что способствует получению учащимися углубленных знаний об окружающем мире. Процесс технического творчества идет от появления технической идеи к ее конструктивному решению, а от него - к практике, к практическому осуществлению технической идеи, к сооружению учащимися моделей, макетов. При решении различных технических задач претворяются в жизнь основные этапы творческого мышления: отражение в сознании учащегося технической среды, поступление информации, синтез имеющихся знаний, анализ фактов, сравнение и сопоставление, обобщение, конструирование нового образца сначала мысленно, затем схемное решение задачи.

На занятиях в кружках технического творчества всегда соблюдается принцип: новая задача - новый шаг в познании. Преподаватели Ореховского индустриального техникума всех поколений все свои познания и силы, доброту, душевную щедрость отдавали и продолжают отдавать подросткам, чтобы развить в них дар пространства, учили и учат конструировать, не подавляя их желания, давали и дают возможность раскрыться их способностям и талантам, ибо все люди рождаются талантливыми и нужно только вовремя это заметить, развить их и направить в нужное русло. Многое в судьбе будущего специалиста зависит от того, что в его душу внесет учитель.

Неоценимый вклад в воспитание молодежи, в формирование у нее технического мышления внес преподаватель технической механики Андрей Рафаилович Матросович. Под его руководством в течение 30 лет учащимися было создано много действующих моделей машин, например, мостовой кран, погрузочный кран, путеукладчик, радиоуправляемый автопогрузчик, грейдер с гидроприводом, динамичные установки, вездеходы с роторными винтовыми двигателями, различные установки для механической мастерской, два аппарата на воздушной подушке.

При кабинете проектирования под руководством преподавателя Дягилева С.Ф. учащиеся участвовали в создании лабораторных установок, в электрифицировании кабинета, в изготовлении классной доски с подвижным полотном, в изготовлении моделей самоходной уборочной машины, самоходного трактора Т-4, машины МТП - 41 и др, За изготовление модели самоходной уборочной машины для уборки торфа учащиеся четвертого курса А Горшков и Г. Горшков стали в 1982 году лауреатами ВДНХ и были награждены бронзовыми медалями выставки.

При лабораториях «Ремонт машин и механизмов», «Трактора и дизельные двигатели», «Торфяные машины» под руководством преподавателей А.К. Фомина, В.Н. Рунова, И.А. Шашуркина, В.Н. Филина, С.Н. Егорова учащиеся принимали активное участие в оформлении и оборудовании кабинетов и лабораторий, в изготовлении моделей трактора К-701 на гусеничном ходу, макетов машин МТП-53, МТП-32.

Учащиеся Ореховского индустриального техникума под руководством преподавателей на занятиях кружков не только создавали модели и макеты имеющихся машин, но и пытались усовершенствовать работу отдельных узлов и деталей машин, учились конструировать новые машины.

Так, под руководством преподавателя Д.И. Школьникова дипломники В. Жуков и М. Громов работали над модернизацией привода рабочего органа машины РК-1, А. Никулин и В. Калачев - над модернизацией привода водяного и гидравлического насоса, Н. Меренков и А. Хлопушкин - над модернизацией привода фрезы машины МТП-43. Все эти машины были изготовлены учащимися в мастерской техникума по чертежам из металла в масштабе 1:10, 1:15.

Под руководством преподавателя И.А. Шашуркина (кабинет «Испытание материалов») учащиеся В. Казаков, М. Шаманин создали макеты машин и действующую модель МТП-37.

Под руководством преподавателя В.М. Плавунова (кабинет «Тракторы») учащимся А. Бойцовым выполнен макет самоходной машины, учащимся В. Комаровым - макет окараванивающей машины, макет гидрофицированной машины МТП-32.

Под руководством преподавателя С.А. Фомина учащийся В. Филиппов сконструировал модель машины МТК-16, учащиеся В. Сыт-ченко, А. Гудыма сделали «Стенд определения скорости витания частиц торфа», С. Миронов изготовил «Лабораторный стенд метателей торфа».

На отделении «Промышленное и гражданское строительство» каждая строительная дисциплина располагает специально оборудованными лабораториями и кабинетами.

При кабинете «Промышленное и гражданское строительство» учащиеся под руководством Турина В.А. выполняли макеты самых разнообразных зданий гражданского и промышленного строительства. Например, учащийся - дипломник А. Бахтеев создал макет промышленного здания ДСК.

При кабинете «Технология и организация строительного производства» под руководством преподавателя Кузьмина В.П. учащиеся изготавливали макеты зданий на этапе монтажных работ, например, учащиеся - дипломники П. Аборкин, Д. Комраков, А Аферов исполнили макет, который получил отличную оценку на защите проектов и был оценен Государственной квалификационной комиссией как наглядность монтажных работ многоэтажного промышленного здания серии ИИ-04.

При кабинете «Строительные конструкции» под руководством преподавателя Журова Д.А. учащиеся на занятиях кружка технического творчества изготавливали макеты деталей и узлов жилищных и промышленных зданий. Например, учащийся Э. Лизовский изготовил и исполнил модели железобетонных конструкций серии ИИ-20 (балки, ригели, колонны), учащиеся третьего курса изготовили оригинальную модель многоэтажного здания с напряженным сечением и лепестковыми конструкциями.

Под руководством преподавателей строительных дисциплин Турина В.А., Кузьмина В.П., Журова Д.А., Саранской Г.И., Паршина В Д. и других учащиеся также привлекались к изготовлению наглядных пособий по специальным предметам, схем, плакатов, таблиц, помогали проводить лабораторные работы, готовили рефераты, доклады по актуальным темам в строительстве, по капитальному строительству в СССР, об успехах строительства стран СЭВ, по вопросам экономики, технологии, по применению новых строительных материалов.

Развивая различные формы работы с учащимися, преподаватели Ореховского индустриального техникума старались не только совершенствовать процесс конструкторских навыков, но и максимально приблизить этот процесс к реальным условиям производства. Для этого организовывали экскурсии на предприятия, стройки, где проводили встречи со специалистами. Это давало возможность будущим специалистам почувствовать важность и нужность их работы, увидеть результаты труда, ознакомиться с требованиями производства.

 

Открытие Музея истории Ореховского индустриального техникума

Еще задолго до празднования сорокалетней годовщины Дня Победы над фашистской Германией и дня открытия музея «Истории Ореховского индустриального техникума» - 7 мая 1985 года в Ореховском индустриальном техникуме стояла волнительная обстановка. Дел было много. Например, провести конкурс групповых газет, рисунков, фотографий учащихся, посвященных Дню Победы. В актовом зале проходили ежедневные репетиции вокально-инструментального ансамбля учащихся техникума под руководством мастера производственного обучения Злобина Н.Н. Под руководством преподавателей истории Абрамова О.В., литературы - Баранова В.С., Мирошкиной Л.В. на сцене актового зала проходили репетиции исполнителей историко-литературного монтажа, посвященного Дню Победы.

Ровно за месяц до этого торжественного праздника члены поисковой группы разослали поздравительные и пригласительные открытки участникам Великой Отечественной войны - преподавателям и выпускникам ОИТ.

В мастерской техникума под руководством заведующего мастерскими Киркевича В.Н. и мастеров производственного обучения Клюшкина М.Ю., Злобина Н.Н., Шапошникова А.А. учащиеся техникума создавали из красивого полированного материала витрины и тумбочки будущего музея.

Для музея была отведена аудитория N959 на втором этаже старого корпуса. За месяц до открытия музея в аудитории был проведен ремонт: стены были выкрашены в бледно-розовый цвет, пол застелили красивым ковровым покрытием, на окна повесили новые красивые тяжелые шторы, переделали освещение. Вместо фабричных трубок дневного света, аудиторию украсили 6 современных люстр. Для оформления стендов дирекция техникума наняла художников. Аудиторию будущего музея украсили следующие стенды: «История города Орехово-Зуево», «Рождение Ореховского индустриального техникума», «Орехово-Зуево вчера и сегодня», «Преподаватели и сотрудники Ореховского индустриального техникума-участники Великой Отечественной войны», «Выпускники и студенты Ореховского индустриального техникума - участники Великой Отечественной войны», «Никто не забыт, ничто не забыто» - стенд о погибших в годы войны студентах, выпускниках, преподавателях техникума, «Встреча с первыми выпускниками Ореховского индустриального политехникума», «Николай Бирюков», «Встречи с Перегудовым», «Комсомол Ореховского индустриального техникума», «Наша гордость» - стенд о выпускниках техникума. В витринах личные вещи, документы, грамоты выпускников, переписка учащихся техникума с ровесниками из стран социалистического лагеря.

В честь сорокалетия Победы под руководством Машкова М.Ф. в техникуме среди юношей были проведены соревнования «А ну-ка, парни!», где будущие защитники Родины померились силой и смекалкой. Успешно прошел традиционный кросс учащихся, посвященный Дню Победы. Кроме того, учащиеся техникума приняли активное участие в городских, областных, районных соревнованиях по легкой атлетике, где заняли призовые места.

В актовом зале, накануне праздника, прошла творческая конференция учащихся техникума, где были подведены итоги конкурса рефератов по различным предметам.

Наконец, пришел день торжественной встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками трудового и боевого фронтов. На приглашения членов поисковой группы откликнулось около двадцати человек.

Громом аплодисментов, стоя, приветствовали своих дорогих гостей собравшиеся в актовом зале учащиеся, преподаватели, сотрудники техникума. Встречу открыл директор техникума Емелин Владимир Федорович. Он объявил минуту молчания в память погибших в Великой Отечественной войне, затем, в короткой приветственной речи поздравил гостей, учащихся, преподавателей, сотрудников техникума с сорокалетием Победы и предоставил слово ветеранам. Выступили Матросович Андрей Рафаилович, Федулов Анатолий Федорович, Пашкова Таисия Васильевна и другие. Пашкова ТВ. (в годы войны он была секретарем комсомольской организации торфяного техникума, после войны - первым секретарем Орехово-Зуевского райкома комсомола, инженером по техническому нормированию на торфотранспорте. За трудовой вклад в годы войны награждена медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «За трудовое отличие» и другими) рассказала о жизни комсомольской организации в годы войны, пожелала современным комсомольцам отличных успехов в учебе.

После премирования победителей конкурсов, концерта художественной самодеятельности состоялось открытие музея техникума

Право открыть музей Ореховского индустриального техникума директор предоставил старейшему гостю праздника, выпускнику техникума 1933 года, участнику гражданской войны и трудового фронта Великой Отечественной войны Котову Ивану Степановичу (после окончания техникума он работал прорабом, инженером-строителем на различных стройках города Орехово-Зуево и Орехово-Зуевского района. За свой труд награжден медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и др.).

Гости с большим интересом осмотрели музейные экспонаты и оставили свои записи в «Книге отзывов».

Встреча с воинами - интернационалистами

15 июня в техникуме состоялась встреча с выпускниками Ореховского индустриального техникума отделения «Разработка торфяных месторождений» с воинами - интернационалистами Грибановым Андреем и Исаевым Игорем, только что прибывшими из Афганистана. Мы с большим волнением вглядывались в их загорелые возмужавшие лица. Только два года назад провожали мы их на службу в Советскую Армию. И вот они перед нами, красивые, в военной форме десантников, с боевыми наградами на груди, в том числе с медалью «За отвагу». Они пришли в свой второй дом на второй день после возвращения. Им еще трудно рассказывать о своих боевых делах в Афганистане, а служба там длилась полтора года. Еще очень свежи в памяти бои с душманами. Еще слишком свежа в памяти гибель товарищей. Еще стоят перед глазами каменистые пустыни, сухие степи и горы Афганистана, где летом нестерпимая жара 45 градусов, а зимой дуют пронзительные холодные ветры и особенно в горах бывают сильные снегопады. Афганистан - это та часть суши Земли, где в 1924 году побывал со своей экспедицией академик Вавилов и пришел к выводу, что Афганистан и граничащая с ним часть Индии - это один из мировых центров происхождения сортовых богатств главного хлеба земли - мягкой пшеницы. И вот на этой родине пшеницы наши воины-интернационалисты помогали афганскому народу строить новую жизнь.

Бывает и такое в жизни, что сходятся за тысячи километров от родного дома дороги земляков. В воинской части, в Афганистане, где служили Грибанов и Исаев - подполковник- родом из Орехово-Зуева. В этой же воинской части живет и трудится на гражданской службе еще один наш земляк, выпускник ОИТ отделения «Разработка торфяных месторождений» 1980 года Юрий Герасимов. Недавно вернулся из Афганистана воин-интернационалист Ященко А. С., а на его место на службу в Кабуле заступил его родной брат Ященко С. С. - выпускник Ореховского индустриального техникума. Своего рода передача эстафеты.

Пожелаем нашим воинам-интернационалистам счастливого мирного неба. Ореховский индустриальный техникум воспитал более сорока воинов-интернационалистов, многие из них были награждены правительственными наградами, в том числе медалью «За отвагу», среди них: Морозов С.А., Власов С.В., Золотов С.И., Милованов Д.В., Касаткин С.Н., Данилов В.А.. Пеликанов В.Н., Кулаев С.В., Почитаев М.А., Нуров И.М. и другие.

 

Письма из Афганистана

Здравствуйте, дорогая Людмила Васильевна. Получил Ваше письмо. Шлю Вам огромный солдатский привет из далекого и близкого Афганистана. Это хорошо, что в техникуме дела идут в лучшую сторону. Хорошо, что создаете музей о выпускниках техникума. Вроде наша группа его начинала вместе с Вами с нуля. А вот мы здесь на прожженной солнцем земле для того, чтобы Родина спокойно засыпала и просыпалась, видя у себя над головой яркое мирное небо, солнце с его ласковыми лучами, а не висел дым от ядерных взрывов. И вот здесь, среди гор и песков, мы выполняем свой долг... Людмила Васильевна, фото, к сожалению, прислать не могу. Здесь очень трудно с этим, так, что если смогу, то позже обязательно пришлю. Что еще можно написать об этой стране? Здесь другие законы, чем у нас в стране. Здесь идет только 1363 год. Здесь далеко не наш социалистический строй и поэтому от нас зависит многое. Мы здесь как защитники Апрельской революции и поэтому до конца выполним свой долг. Об этом мы говорим Вам и нашей Родине.

Людмила Васильевна, я написал письма Рите Чугайкиной и Толе Гпухову. Может ответят. Дорогая Людмила Васильевна, Вы и Ваш учительский опыт сделали для нас многое, и поэтому все ученики нашей группы достойно защищают границы нашей Советской республики. Передавайте свой опыт, особенно иностранный язык. Он очень может пригодиться. И пусть ребята на физкультуру ходят, тут без этого нельзя. Физкультура дает многое. Передавайте привет Зайцевой Нине Ивановне и всем учителям, которые учили нас и много нервов истратили на нас.

Ну что, вроде писать больше нечего. Отвечайте. Вам привет от моих друзей, которые несут службу в ДРА. Ваш ученик Олег Якимов.

Письмо из Афганистана 08.04.85

Здравствуйте, Лидия Ивановна (Кириллова), с горячим приветом к Вам Сергей. Вот нашел время и решил написать Вам письмо. Во-первых, я жив и здоров, чего и Вам желаю, настроение хорошее. и служба проходит нормально. Вот погода что-то стоит не очень хорошая, почти каждый день идут дожди, очень много грязи, так как дорог с твердым покрытием у нас в долине нет, то приходится ходить по лужам и грязи. А когда слишком сухо, то очень много пыли. Большой жары не было, но впереди еще лето, в прошлом году было до +70°С. Готовимся к 9 маю. В нашей бригаде материального обеспечения много новостроек: строится плац, штаб бригады, нашего батальона, учебный корпус, постамент, казармы других батальонов. Мы уже живем в казарме, а раньше жили в палатках. Сейчас уже очень красиво в долине. Кругом горы зелено-бурые, а вдалеке со снежными вершинами, а долина зеленая. Хотя и мало деревьев, но приятно напоминают нашу Россию. Живем мы в целом нескучно, смотрим в свободное время телевизор, ходим в ГДО на кинофильмы, слушаем музыку, иногда бывают концерты. Ну а работа каждый день, без выходных. Вчера сделали фотографии, хотя не очень хорошие. Но лучше не смогли, не те условия. Ну, вот вроде пока и все на этом.

До свидания. Киногайская долина, Пули-Хумри-1985 год. Кулаев Сергей В.

Уважаемая Людмила Васильевна! Пишет Вам бывший ученик Якимов Олег. Теперь живу снова дома, в своем городе, как Вы знаете. в городе мастеров стекла. Вот я и решил работать на стеклозаводе. Занимаюсь по-прежнему спортом - осталась привычка с техникума.

Ну что, немного воспоминаний о службе. Что хочется написать , даже не знаю, как это выразить на бумаге. Все это надо просто пережить и увидеть. Очень трудная служба выпадает нашим ребятам. Во-первых, южный климат, сильные ветры, пыль... Неподготовленному человеку там очень трудно. Однообразные горы и песок. Но все ребята с гордостью и честью выполняют свой долг в этой горной стране. Служил я в городе Баграме, точнее в его окрестностях. Я был водителем и всю службу ездил на КАМазе, так что пусть ребята серьезно изучают предмет « Трактора». Это пригодится тому, кто будет водителем дизельных машин. Участвовал в операциях по перекрытию границы с Паке-станом в районе Джалалабада. В этой операции был ранен. Участвовал при выводе полков из Афганистана в ноябре 1986 года и еще в некоторых операциях. Но основной задачей был подвоз снарядов, продуктов и всего необходимого для советских частей и мирных афганцев. Встретил всего одного выпускника нашего техникума гр. С-41 Сергея К. (Кулаева). Извините, не помню его фамилию. Просто стерлась из памяти. Его сестра в этом году должна окончить наш техникум. Закончил службу в звании рядового. Имею правительственную награду. Посылаю Вам фотографию, только, извините, что нет других. Просто не было времени сфотографироваться. Прошу переснять фото «Дорога жизни» и, если можно, прислать назад. Жду от Вас писем. С уважением к Вам Ваш бывший ученик. До свидания. 17.05.87. Огромный привет всем учащимся бывшей гр. Т-41.

Узнавая былое - учимся любить Родину

В Ореховском индустриальном техникуме стало традицией проводить уроки по различным предметам непосредственно на заводах, предприятиях, в музеях, на выставках.

Обязательным стало ежегодное проведение уроков по эстетике в музее изобразительного искусства имени А.С. Пушкина в Москве, на Дулевском фарфоровом заводе, по техническому дизайну - на ЛИАЗе, по русской литературе и по истории - на Бородинской панораме, в доме-музее Льва Толстого в Москве, и, если позволяли средства, - на Бородинском поле.

На этот раз, в мае 1988 года объединенный урок по истории, литературе и эстетике с учащимися первого курса начался сразу же после выхода из метро «Кутузовская» в Москве. Это было пешее путешествие по Кутузовскому проспекту. Перед учащимися на этот раз, перед их мысленным взором, - не высокие каменные стены современных зданий, а маленькая деревушка Фили на реке Фильке, которая в XVI веке принадлежала князьям Милославским, в XVI1-Х1Х веках - роду Нарышкиных. Здесь, в то время, часто можно было увидеть Петра 1 в гостях у своего любимого дяди Л.Н. Нарышкина. И называлась раньше эта улица Дорогомиловской, так как здесь располагалась Дорогомиловская застава. За ней начиналось Можайское шоссе. В конце Кутузовского проспекта нашему взору открылась прекрасная Триумфальная арка на площади Победы, воздвигнутая в честь подвига советского народа в войне 1941-1945 гг. Слева от Триумфальной арки - Поклонная гора, вернее, то, что от нее осталось. Часть горы была срыта при строительстве жилого массива. И вот с этой Поклонной горы до 20 годов этого века по произведениям историков и по описаниям Л.Н. Толстого в романе «Война и мир», открывался прекрасный вид на Москву. 2 сентября 1812 года здесь тщетно ждал Наполеон депутацию «бояр» с ключами от Кремля.

Учащиеся посетили братскую могилу, где покоится прах 300 воинов, умерших от ран, полученных в Бородинском сражении 1812 года Побывали учащиеся и внутри «избы Кутузова», находящейся рядом с братской могилой. Здесь в 1812 году, на окраине деревни Фили, в избе крестьянина Андрея Фролова, находилась штаб - квартира Кутузова, здесь было принято решение об оставлении Москвы. В 1850 году семья Фролова была переселена, а его изба сохранилась как исторический памятник и охрану ее несли солдаты - инвалиды войны 1812 года, В 1868 году изба сгорела, но удалось вынести часть мебели и иконы из комнаты, где заседал Военный Совет Кутузова. В 1887 году на частные пожертвования изба была вновь отстроена в том же виде и превращена в музей. Здесь с 1977 года открыта экспозиция, посвященная Кутузову. Учащиеся с большим интересом осмотрели реликвии «избы Кутузова», комнату, где заседал Военный Совет, портреты и личные вещи Кутузова, оружие и военные доспехи, военную форму 1812 года.

Но самое интересное чудо ожидало учащихся внутри Бородинской панорамы, которая была построена по проектам архитекторов Корабельникова, Кузьмина, Кучанова, Аврутина. Фасад входа в панораму украшает мозаичное панно площадью 75 кв. м. с тематикой: «Народное ополчение и пожар Москвы», «Победа русского войска и изгнание Наполеона» художника Тальберга. чугунные барельефы с изображением доспехов скульптора Витали.

Перед зданием, на каменном парапете, установлены трофейные пушки 1812 года, монумент М.И. Кутузова на коне.

Учащиеся с интересом слушали рассказ экскурсовода об истории войны 1812 года, Бородинском сражении, увидели подлинные портреты героев войны 1812 года, оружие. Экскурсовод показала, как заряжали пушки того времени А когда учащиеся поднялись наверх по винтовой лестнице, они увидели настоящее чудо: перед их взором, как бы наяву, предстала Бородинская битва, почти в натуральную величину, нарисованная на огромном цельном полотне художником Рубо в 1910-1912 годах, на полотне по окружности длиной 115 метров, высотой 15 метров. В основе сюжета панорамы - самый напряженный момент сражения: штурм французами деревни Семеновская в полдень 26 августа (7 сентября) 1812 года. Перед учащимися предстал очень яркий солнечный день золотой русской осени: чистое, синее, бесконечное небо, необозримые поля с перелесками, белая церквушка, с колокольни которой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» осматривал Бородинское поле накануне сражения Пьер Безухов. И вот на этом мирном красивом фоне разыгралась кровавая битва. Вот деревня Шевардино и рядом Наполеон на своем белом скакуне. А вот Семеновские высоты, где на смерть стояли Измайловские, Литовские и Финляндские полки. Кавалерийский бой в еще не сжатой ржи. Кутузов в деревне Горки, наблюдающий сражение. Кровавая схватка на батарее Раевского, где был смертельно ранен Багратион и где Пьер Безузов, в романе Толстого, был оглушен взрывом снаряда при попытке помочь солдатам.

Вдалеке - запасные части русской армии, в одной из которых находился Андрей Болконский, где был смертельно ранен, так как снаряды пушек долетали и туда... Под кроной деревьев разместился лазарет. А вот там - самое начало глубокого рейда кавалеристов генерала Уварова и казаков атамана Платова. На переднем плане -крестьянские дома с тлеющими бревнами, убитые люди, лошади.

С огромным интересом осматривали учащиеся в последнем просмотровом зале, на первом этаже, партизанское оружие, сделанное руками партизан, с самобытными названиями: «охряпник», «ошараш-ник», «рогатина», с которым русские мужики ходили и на медведя и на француза. В этом же зале учащиеся увидели коллекции гравюр, литографий с изображением героев, оружие, формы одежды различных родов войск русской и французской армий 1812 года.

В музее собрана богатая коллекция хрустальных бокалов, кружек, стопок, фарфоровых чашек, на которых изображены батальные сцены, портреты героев войны, изготовленные на русских заводах...

Позади дорога длиною около двух километров. Но урок, проведенный здесь, надолго останется в памяти ребят.

Воспитание красотой

Учащиеся Ореховского индустриального техникума тему урока: «Техническая эстетика, дизайн» изучали в мастерской орехово-зуевских художников. На этот раз посещение учащимися мастерской местных художников совпало с выставкой орехово-зуевских художников, монументалистов, оформителей: «Пространство, форма и цвет»

Все экспонаты, представленные на выставке, оставили в душе учащихся глубокий след: рисунки, эскизы, фотографии, макеты искусства современного интерьера - все замечательные достижения наших земляков. Они воочию увидели, сколько среди нас живет талантливых мастеров, когда художник-дизайнер Козлов Михаил Иванович провел с учащимися интересную экскурсию по выставочному залу.

Прежде всего, когда входишь в выставочный зал, взгляд поражает оригинальный макет с философским решением оформления входа в салон художников.

Все эскизы, макеты, рисунки выполнены с учетом требования функциональной целесообразности назначения сооружения, для которого они предназначены: учебное заведение, столовая, предприятие, бассейн.

Лаконичность и изящество - отличительная черта представленных на выставке экспонатов, эскизов интерьеров. Эскизы интерьеров, кафе А.Г. Терентьева, М.С. Маякова, К.И. Кирова, Н.М. Борисова, Н.К. Борисова поражают красотой резьбы по дереву и росписи по керамике. А художник - монументалист Козлов М.И. уже украсил своими превосходными, современными витражами и мозаичными панно города Петушки, Воскресенск и др.

Уже прекрасно отделаны интерьеры для ресторана г. Воскресенска с оригинальными сказочными светильниками по эскизам орехово-зуевских художников-монументалистов Симонова и Яковлева.

Талантливая чеканка Трофимова В С уже украшает Дома быта г. Киржач.

Долго стояли учащиеся техникума перед эскизами интерьеров для производственной столовой городов Покрова, Павловского Посада художников Киселева А.И., Гусева Н.С., Зубарева М.Р. и др.

Глубоки по философскому содержанию и по композиции, оригинальны по форме раскрытия идейного замысла картины художника Трофимова В.С.: «Реверс цивилизации», «Что дальше?», проникнутые чувством тревоги за будущее нашей планеты. В этих картинах воплотилось все, что сейчас волнует человечество: угроза ядерной войны, проблема экологии. Будет ли наша земля цветущей для еще неродившихся поколений? Или над ней воцарит ядерная зима? Картина заставляет людей задуматься о будущем.

Далее мы встретились со знакомыми эскизами монументальнодекоративной росписи плавательного бассейна «Нептун». Авторы: Шишкин, Демин.

А вот эскизы витражей Зиновьева В.И. для Ореховского х/б комбината, маркетри для фойе совхоза «Озерецкий». Не оставили нас безразличными его городские пейзажи Углича, Ростова-Великого, Праги.

Из рассказанного вы, наверное, обратили внимание: наши талантливые художники оформляют различные города Московской области, украшают их окружающую среду, но их таланты мало используют в их родном городе. У нас, в Орехово-Зуеве, дизайн на очень низком уровне.

Структура нашего города изменилась на наших глазах. В прошлое ушли такие достижения архитектуры прошлого как казармы, сараи, заборы, появились новые жилые районы. Но их пространства мало облагораживаются. В запущенном состоянии парк 1 Мая, где перед жителями когда-то выступали Шаляпин, Папанин, челюскинцы. Зарос сорной травой сквер им. Барышникова. Тревожно выглядят некоторые дома на Кировском поселке, по Московской улице, где некоторые окна забиты ржавым железом, фанерой, картоном. Снесены все исторические архитектурные памятники нашего города. А известно, что без знания прошлого не может быть у людей нормального будущего.

Душевную красоту в человеке можно воспитать только красотой и уважительным отношением к памятникам прошлого. Художественное начало одухотворяет труд, украшает быт, облагораживает человека, создает эмоциональный настрой, снимает напряжение.

Интерьерная среда квартиры, дома, общественного здания, улицы играет огромную роль в нравственном облике человека.

Человек, воспитанный на истинной красоте, никогда не совершит подлость.

Встречи с Перегудовым

   «Заглушая    утренние    звуки,    гулко упал на землю удар колокола.


Он мягко поплыл по осеребренным морозным полям и не успел заглохнуть, как вслед за ним рухнул второй удар, такой же гулкий и мощный. После третьего удара люди на площади сняли картузы и перекрестились. Левка вспомнил, как говорила мать: «Когда заблаговестит к обедне - крестись после третьего удара: первые два гонят нечистых в преисподнюю, а третий зовет христиан молиться...»

Не правда ли, каким красивым и сильным языком написаны эти строки, сколько в них ярких и сочных красок и подчеркнутой житейской мудрости! Автор этих строк - наш писатель-земляк Александр Владимирович Перегудов.

А.В. Перегудов родился, рос и воспитывался в Подмосковье, в обстановке исконно-русских традиций, в любви ко всему национальному. Два класса Дулевского училища, реальное училище в Богород-ске, промышленное училище в Москве, университет Шанявского -таковы этапы его образования.

Стать писателем он мечтал еще в детстве, и первыми учителями в пробуждении его писательского дара были природа Подмосковья с прекрасными грибными и ягодными местами, где он любил проводить свободное время, и его мать Ольга Яковлевна, которая с самого раннего детства рассказывала ему сказки, уводила воображение мальчика в таинственное царство Леса, в мир заповедной красоты.

Рассказы матери не прошли даром. И свой первый рассказ, написанный в возрасте 17 лет, он назвал «Две песни».

За свою долгую писательскую жизнь А.В. Перегудов написал не мало произведений и оставил нам большое литературное наследие. Поистине панорамой русской жизни XIX века стал его роман «В те далекие годы». С первых же страниц на нас веет ветром жизни и борьбы наших предков, в романе много светлых и живых образов талантливых людей из простого народа.

«Зерно романа, - вспоминал А.В. Перегудов о создании романа «В те далекие годы», - запало мне в сердце, когда я еще был ребенком... Рядом была Гуслица, не так далеко Гжель... Гуслица - центр старообрядчества. Гжель - центр керамического производства. В детстве я слышал много рассказов о гуслицких скитах... Гуслица казалась мне каким-то особым, необыкновенным царством, где живут особые люди, смелые, предприимчивые и в то же время хранители древнего благочестия, старой веры... Материал дня своего романа я начал собирать чуть ли не с детства: записывал старинные песни, духовные стихи, рассказы матери о прошлом. Я жил мечтою, что когда-нибудь обязательно напишу о Гжели и Гуслице...»

Три романа А.В. Перегудова: «В те далекие годы», «Фарфоровый город», «Солнечный клад» составили эпос Подмосковья.

Через всю свою жизнь А.В. Перегудов пронес любовь к природе. Он не только ее чувствовал, но и живописал в своем творчестве. Голосами природы, ее запахами и звуками полнится каждое произведение. По силе изображения ее А.В. Перегудова можно поставить в один ряд с такими мастерами, как И.С. Тургенев, ИИ. Левитан, П.И. Чайковский.

Его рассказы о природе можно читать и читать, освежая свою душу впечатлениями мудрого и чуткого человека, находящегося то в лесу, то в поле, то на болоте в пылу осенней охоты.

За свою долгую жизнь А.В. Перегудов не только много писал, но и со многими встречался. Речь идет не только о таких писателях, как Новиков-Прибой или Сергеев-Ценский, но и о простых людях, которые приходили на встречи с ним. Негромкий голос Александра Владимировича, его честный и чистый взгляд на жизнь западали в душу легко и надолго. Как сказал однажды сам Перегудов: «В честности нашей работы весь смысл нашей жизни». Это и было высокой нотой его негромкого голоса.

Голос писателя - земляка А.В. Перегудова, создавшего замечательную книгу о торфе «Кладовая солнца», часто звучал в 50-80 годы на встречах с будущими торфяниками и строителями - учащимися Ореховского индустриального техникума. Кроме встреч в техникуме учащиеся вместе с заведующей библиотекой техникума Юрмановой Зинаидой Федоровной каждый год приезжали к писателю в маленький домик на окраине Дулева в день его рождения.

Просветители

В просвещении, в образовании народов мира огромную роль играли и играют книги - кладовые человеческих знаний, и хранятся они в библиотеках.

В местечке Никольском до 1917 года существовала всего одна библиотека.

В годы Советской власти в Орехово-Зуеве работали десятки библиотек, включая библиотеки домов культур, школ, предприятий, средних и высших учебных заведений...

Первая техническая библиотека в Орехово-Зуеве начала работать с открытием Орехово-Зуевского политехникума в 1929-1930 гг., и одним из первых ее создателей и работников была Вера Александровна Кайева. Сейчас никто не помнит этого имени.

В далеком 1924 году она закончила факультет политпросвещения Пензенского агротехникума. Там же учился один из будущих просветителей Орехово-Зуева Кайев Авраам Алексеевич. Молодые встретились, полюбили друг друга и пошли дальше вместе по жизненному пути.

Авраам Алексеевич Кайев родился в Пензенской губернии Саранского уезда Большевьясовской волости, в деревне Казарка. Его деды были крепостными барина Казарского. Отец сумел обучиться грамоте и стал уважаемым человеком в деревне - сельским писарем. В первую мировую войну он был призван в армию и вместе с семьей жил около Кушки, на станции Сурра. Так как он был грамотным человеком и прочитал Библию, то одному из своих сыновей дал библейское имя.

Авраам Алексеевич Кайев в 1922 году после окончания школы -в Никольском - Петровском, что близ Саранска, поступил учиться в Пензенский педагогический институт на отделение политпросвещения, где проучился 2 года. Пединститут закрыли, в его помещении открыли агротехникум и студентам пединститута предложили продолжить в нем учебу. Так Кайев и его будущая супруга Вера Александровна закончили отделение политпросвещения с дипломом агротехникума. После его окончания Губком комсомола города Пензы дал Кайеву путевку для учебы во второй университет Москвы на Пироговке 1 (позднее педагогический институт имени В.И. Ленина), где он проучился с 1925 по 1929 гг. на факультете русского языка и литературы. После окончания учебы получил направление на работу в Новосибирск.

Шел 1929 год. В это время в Наркомпросе в Москве для своего подшефного города Орехово-Зуево подбирали из выпускников различных вузов педагогический коллектив для работы в открывавшийся Орехово-Зуевский политехникум. А.А. Кайева вернули с полдороги и направили в распоряжение Орехово-Зуевского гороно. По приезде в Орехово-Зуево А А. Кайев стал преподавать русский язык и литературу в школе №3 и на рабфаке при школе №3, где проработал весь 1929 год. Супруга его Вера Александровна в это время занималась комплектованием технической библиотеки политехникума. После реконструкции корпуса ткацкой фабрики №2 под учебное заведение Кайевы перешли работать в Ореховский политехникум.

А.А. Кайев проработал в Орехово-Зуевском политехникуме с 1930 по 1940 год, затем перешел работать в Орехово-Зуевский учительский институт, где проработал до 1970 года.

Авраам Алексеевич Кайев был высоким, худощавым, эрудированным, культурным человеком. Древняя литература и устное народное творчество были его хобби. На своих лекциях он знакомил студентов со своими научными исследованиями в области литературы, со своей книгой по «Слову о полку Игореве». Написал более 200 научных работ и учебник «Русская литература».

Размышляя о просветителях Орехово-Зуева, об их вкладе в образование, в культуру Орехово-Зуева, в просвещение молодежи, следует упомянуть имя еще одного учителя - словесника, коллеги по политехникуму Кайева А.А., всеми забытого Дегтярева Викторина Павловича, стоявшего у истоков рождения среднего специального образования в Орехово-Зуеве, завуча одного из техникумов политехникума в 30-е годы.

Вместе с группой молодых выпускников вузов России 1929 года приехал он по направлению в Орехово-Зуевский политехникум, где до начала Великой Отечественной войны преподавал русский язык и литературу. Когда началась война, он со многими преподавателями политехникума пошел защищать Родину, в одном из боев был ранен, попал в плен. После войны вернулся в Орехово-Зуево и продолжал работать в торфяном техникуме, позднее в педагогическом институте. Когда стало известно, что он был в плену, ему запретили заниматься педагогической деятельностью. Дегтярев В.П. не смог перенести такого удара. Его парализовало. И где-то в середине 50-х годов он преждевременно скончался.

Дегтярев В.П., как говорят, был учителем от Бога. Студентов он заряжал благотворной, творческой энергией... Викторин Павлович как-то весь светился изнутри. Он не был похож на других учителей. Прежде всего поражала его величавая манера держаться, его необычный, по сравнению с другими учителями, внешний вид.

Как же интересно, увлекательно проводил он уроки! В нем жил учитель - артист. Что ни урок - то новый спектакль. Студенты с нетерпением ждали его очередного урока. Его удивительный, благородный, бархатный интеллигентный голос завораживал.

Да, это были настоящие учителя - истинные просветители. Они несли людям свет знаний, просвещали их души и разум.

За несколько десятилетий библиотека Ореховского индустриального техникума превратилась в крупнейшую библиотеку Орехово-Зуева. До перестройки, до 1990 года, через учколлектор она ежегодно пополнялась новыми книгами. Тогда, до перестройки, государство не экономило деньги на образование и воспитание молодежи. Ежегодно библиотека Ореховского индустриального техникума выписывала десятки газет и журналов, которые молодежь с удовольствием читала, а на чтение толстых журналов были очереди как учащихся, так и преподавателей.

В 50-70 годы у руля библиотеки Ореховского индустриального техникума стояла Юрманова Зинаида Федоровна. В начале 60-х годов пришла работать в техникум молоденькая красивая девчушка, только что окончившая библиотечный техникум, а позднее Московский библиотечный институт, Киндеева Лилия Николаевна. Они вели в техникуме огромную просветительскую работу, знакомили учащихся и преподавателей с новыми книжными поступлениями, учили пользоваться каталогами, проводили различные диспуты, классные часы, литературные конференции, организовывали в читальном или актовом зале техникума встречи с местными поэтами, писателями, со знатными людьми города.

Преподаватель Фомина К. С.. Юрманова 3. Ф., Киндеева Л. Н.

Зинаида Федоровна Юрманова родилась в 1922 году в селе Волынщино Ухоловского района Рязанской области. Детство, юность и вся ее сознательная жизнь прошли в Орехово-Зуеве. По окончании в 1939 году средней школы №6 училась сначала в Рязанском педагогическом институте, затем на историческом факультете Орехово-Зуевского учительского института. В годы Великой Отечественной войны работала учителем истории в Губинской школе Орехово-Зуевского района, в послевоенные годы возглавляла Орехово-Зуевскую районную библиотеку, где вложила много труда для пополнения книжного фонда. С середины пятидесятых годов до ухода на пенсию З.Ф. Юрманова работала заведующей библиотекой Ореховского индустриального техникума. Именно в эти годы раскрылись ее творческие способности и организаторский талант. Человек.удивительно собранный, требовательный, справедливый, она создала вокруг себя в библиотеке коллектив единомышленников, людей целеустремленных, честных, трудолюбивых. Она стала для своих коллег-библиотекарей старшим товарищем, наставником. Человек энергичный, она много усилий вложила в создание и оформление читального зала. Вместе с коллегой Киндеевой Лилией Николаевной она создала библиотеку с читальным залом в общежитии техникума, обучила библиотечному делу студентов для обслуживания читателей библиотеки общежития.

При библиотеке Ореховского индустриального техникума работал студенческий библиотечный актив, члены которого не только помогали библиотеке, но и вели большую работу по изучению истории Орехово-Зуева, творчества членов городского литературного объединения при газете «Орехово-Зуевская правда». Результаты поисков нашли отражение в реферате, занявшем первое место в конкурсе творческих студенческих работ средних специальных учебных заведений Московской области.

В союзе с преподавателями Орехово-Зуевского педагогического института Кайевым А.А. и Заречневой К Н. З.Ф. Юрманова внесла значительный вклад в организацию краеведческой работы в Орехово-Зуеве.

З.Ф. Юрманова стала другом семьи писателя А.В. Перегудова. В ее личной библиотеке немало книг с автографом А.В. Перегудова. Искренняя многолетняя дружба связывала ее с сестрой и женой писателя Н.З. Бирюкова. Особенно плодотворны в ее жизни были 60-70 годы. В эти годы Зинаида Федоровна Юрманова была участником всех литературных конференций в Орехово-Зуеве, активной помощницей зав. отделом культуры Орехово-Зуевского горисполкома, участвовала в международных конференциях в Ялте, посвященных творчеству Николая Зотовича Бирюкова. Вместе с Кайевым она составила и опубликовала каталог печатных произведений А.В. Перегудова и Н.З. Бирюкова, которыми и сейчас пользуются работники библиотеки и исследователи творчества писателей.

В родном техникуме З.Ф Юрманова создала музей писателя -земляка Н.З. Бирюкова, регулярно выпускала литературные бюллетени. За активную творческую работу она была неоднократно премирована.

Один из членов ученического библиотечного актива техникума, выпускник ОИТ Воронцов К.П. после окончания филологического факультета Орехово-Зуевского педагогического института стал создателем и директором литературного музея С.А. Есенина в Константинове под Рязанью.

Преемница Юрмановой Киндеева Л.Н., приняв эстафету творческого труда, вместе со своими коллегами библиотеки техникума продолжают нести людям свет знаний, несмотря на финансовые трудности, продолжают пополнять фонд библиотеки новыми книгами, проводят большую работу по воспитанию молодежи, в подготовке специалистов для народного хозяйства страны. В настоящее время библиотечный фонд составляет более 80тыс. экземпляров...

* * *

Главы о техникуме доперестроечного периода заканчиваем письмом выпускника Ореховского индустриального техникума периода военных лет Семенова Виталия Петровича, образованного, культурного, интеллигентного человека, в котором он подвел итог работе поисковой группы техникума, произнес свое слово о роли учителя в жизни молодого человека.

Уважаемая Людмила Васильевна!

С уважением и признательностью отвечает на Ваш вопрос Семенов Виталий Петрович, окончивший техникум в январе 1943 года.

Во-первых, хотел бы поблагодарить Вас за инициативу по созданию Музея истории Ореховского индустриального техникума на общественных началах. Ваша работа, безусловно, является не просто фактом собирательства сведений о выпускниках этого учеб-

Семенов Виталий Петрович, выпускник 1943 участник Великой Отечественной войны

ного заведения. Восстанавливая по крупицам историю родного нам техникума, Вы вносите свою лепту в написание героической истории города Орехово-Зуево, прославившегося революционной борьбой городского пролетариата против царского самодержавия в конце XIX века и в годы первой русской революции.

В героическую панораму города вливается и история нашего техникума, которая непрерывно связана с индустриализацией нашей страны, с подготовкой специалистов для многих отраслей промышленности. В этой связи восстановление событий о жизни техникума с момента его создания будет иметь важное значение для воспитания студенческого коллектива, приумножения всего хорошего, что было сделано предшественниками.

Могу сказать, что учеба в техникуме, в который я поступил в сентябре 1939 года, после окончания седьмого класса Орехово-Зуевской школы №6, оказала на меня самое благотворное влияние во всем. Она не только дала профориентацию, прочные знания как технику-механику, привила любовь к технике, но и научила творчески трудиться, ценить время. Конечно, все это не пришло само собой... Это - результат той -атмосферы, которая отличала Ореховский индустриальный техникум от других учебных заведений и, безусловно, заслуга преподавателей, комсомольской организации техникума, дирекции, внимание к нему со стороны районных организаций.

В этой связи не могу не вспомнить преподавателей, которые, не жалея своих сил, воспитывали в нас эти необходимые качества в жизни: Ныркова И.М., преподававшего сопромат, Васильева - детали машин, Крестова, Кулакова - торфяные машины, Тупицына -математику, Киселева - геодезию, Сысоеву - преподавателя литературы, Павловского, преподававшего новую и новейшую историю. Не называю других преподавателей лишь по причине давности лет, память не удержала их имена.

С самого начала создания торфяной техникум славился хорошими, высоко эрудированными преподавателями, с большим производственным стажем, отдавшими много сил и энергии воспитанию в нас, студентах, не только трудолюбия, рюбви к будущей профессии, к Родине, но и, я бы сказал, жажды к знаниям. Нам не хватало учебников, других учебных материалов, однако, помощь преподавателей, глубокое уважение к ним, к их труду заставляли студентов всегда тщательно готовиться к занятиям. Требования со стороны преподавателей были высокими, но их, как мне помнится не меньше волновала неподготовленность студентов, и они делали все, чтобы восполнить пробелы своих воспитанников. Не могу забыть, как шумно и интересно проходили дополнительные занятия в классах, порой затягивающиеся на 1,5-2,5 часа. На них преподаватели ориентировались всегда не на отличников, а на середнячков или слабо подготовленных.

Нашему поколению пришлось учиться в тяжелое время, когда материальные условия в семьях были намного ниже, чем сейчас. Но жажда к знаниям побуждала нас не обращать внимания на эти мелочи, в прямом смысле этого слова. Мы понимали, что недостатки материального и технического порядка, - это недостатки или трудности роста, что государство по объективным причинам не могло дать больше техникуму, нашим родителям. Мы хорошо разбирались в международной обстановке и понимали, что нужно было много тратить средств на укрепление обороноспособности страны.

Мне запомнились годы учебы в техникуме не только творческой обстановкой в учебе, но и высокой степенью сплоченности коллектива, товарищеской взаимопомощью, умением гасить споры, недопонимания между студентами.

Трудности, обстановка дружбы, товарищества воспитывали в нас хорошие бойцовские качества, которые помогли нам в последующие годы, в тяжелые годы войны против фашистской Германии.

Годы учебы в техникуме совпали у нас с возрастом, когда юноши и девушки вступают в комсомол. Я один из тех, кто через год после учебы в техникуме был принят в члены ВЛКСМ. Пребывание в рядах молодежной организации, активное участие в ее мероприятиях выдвинули меня в число организаторов многих интересных дел. Все это прививало организаторские навыки, обогащало опытом работы с людьми, расширяло кругозор, радовало, что твоя работа приносит пользу людям. Разнообразная работа, широкий круг интересных мероприятий, проводимых тогда молодежной организацией, позволяли вовлечь в общественную жизнь большую часть учащихся. Я вспоминаю, как вечера отдыха с танцами, викторинами, шутками в виде различных реприз, которые готовили в порядке соревнования друг с другом, давали мощный заряд бодрости, эмоциональности, служили разрядкой после напряженных классных часов и домашних бдений над домашними заданиями, чертежами, курсовыми работами и т.д.

На память приходят коллективные выходы на лыжах в лес. весенние и осенние легкоатлетические кроссы, охватывающие всех, кому позволяло здоровье Могу заверить, что нам удавалось привлечь не одиночек-энтузиастов культурно-просветительской работы или спорта, а большую часть студентов. Комитет ВЛКСМ регулярно заслушивал на своих заседаниях комсоргов групп о их работе, о привлечении союзной и несоюзной молодежи к участию в различных мероприятиях техникума. Комсомольские собрания проходили при активном участии студентов .Отдельные собрания молодежи оканчивались в полночь или переносились на другой день.

Полученная закалка в рядах молодежной организации в период учебы мне помогает на протяжении всей моей жизни. Я могу твердо утверждать, что комсомольская закалка, участие молодежи в общественной жизни техникума благотворно сказались на всех выпускниках нашего периода.

Касаясь некоторых Ваших вопросов относительно учебы, могу сказать, .. .что формы и методы ее были самые разнообразные и применялись с учетом, как мне помнится, состава групп. Мне вспоминаются разговоры с преподавателями т. т. Васильевым, Нырковым, Тупицыным, Кулаковым, которые неоднократно подчеркивали, что в нашу первую группу, где занимались, видимо, более сильные по знаниям студенты, они идут с планами, отличными от других групп. Да и у нас в группе преобладал у преподавателей индивидуальный подход к студентам . Занятия проводились 6 раз в неделю по 6 часов ежедневно. Как правило, уроки были сдвоенные. В период учебы нас все время готовили к работе на производстве, то есть постоянно приобщали к тому, с чем придется нам столкнуться после завершения учебы, что необходимо знать... На первом курсе мы охотно занимались «слесарным делом», на которое отводилось по 4-6 часов в неделю. Однако, мы проводили в мастерских гораздо больше времени. Увлекательно, интересно и содержательно проходили занятия по физике, электротехнике, деталям машин. Они строились, как правило, в форме беседы и демонстрации опытов, выполняемых часто самими студентами Регулярно мы выходили для проведения занятий на предприятия: на ТЭЦ-6, Ореховское, Озерецкое торфопредприятия, на торфотранспорт...»

В наше сложное время, когда идет атака на сознание и подсознание молодежи с агрессивными целями: посеять в сознании безразличие к народным традициям, рознь между поколениями и нациями и т.д., следует противопоставить методику воспитания в ней высокоэтических качеств милосердия, духовности...

Россия была, есть и будет мировым центром духовности и добра. Россия - наследница индоевропейского ариадержавия, которое еще в доисторическую эпоху объединило в сверхобщину огромное число народов. За тысячелетия Русь - Россия накопила огромное духовное богатство, которое стало основой духодержавия... Духодержавие - это российская государственность, придуманная еще нашими далекими арийскими предками и переданная нам, потомкам, по наследству в генах, в которых записан наработанный тысячелетиями код соборности, добра, взаимопонимания, компромисса, долга, труда на благо Родины. Русь - Россия была, есть и будет лидером планетарного объединения всего населения Земли. В этом - её предназначение. Установка - «служение людям» - является основой Русской Идеи. Установка - «служение себе» чужда России, поэтому она отвергнута народом. Дело теперь за инициативой честных, образованных, государственно мыслящих, духовно здоровых руководителей, которые воплотят в жизнь это предназначение. А в России такие люди есть...

 

Наверх

В начало книги

К следующей главе

К предыдущей главе

На главную