Ореховский индустриальный техникум ГЛАВА VI

 

ГЛАВА VI

Пятидесятые годы Ответ выпускника ОИТ Бодрова Алексея Ивановича поисковой группе

На анкету-вопросник поисковой группы ответил Бодров Алексей Иванович:

«Уважаемая Людмила Васильевна!

Откликаюсь на Вашу просьбу и отвечаю на Ваши вопросы.

1. Бодров Алексей Иванович,

2. Родился 25 марта 1935 года в деревне Тимонино Орехово-Зуевского района.

3. Окончил Щетиновскую неполную среднюю школу в 1950 году,

4. Поступил в Ореховский торфяной техникум в 1950 году и окончил его в 1954 году по специальности «Разработка торфяных месторождений».

5. Первую производственную практику проходил на Озерецком т/ пр в поселке Острец, вторую - на т/пр «Васильевский мох» Калинин-торфа.

6. Тема дипломной работы: «Пожарный вездеход автомашины ЗИС-150».

7. После возвращения из рядов Советской Армии (1954-1957гг) поступил в Калининский политехнический институт, который окончил в 1965 году по специальности «Торфяные машины и комплексы».

8. 3а время работы подал около 50 рацпредложений. Имею два изобретения.

-    валкователь пня,

-    устройство для формования материала.

9. До сих пор благодарен преподавателям техникума: Тупицыну А С. (математика), Оболонскому (черчение), Васильеву В.И. (трактора), Васильеву С.В. (электротехника и электрооборудование), Мат-росовичу А.Р. (торфяные машины). Ему я благодарен также за оказание мне практической помощи в организации школы мастеров на Гусевском т/пр Владимирторфа.

Некоторых из них уже нет в живых, но фундаментальные знания, полученные в техникуме, помогли мне успешно закончить институт и сейчас помогают в практической работе.

10.    В Великой Отечественной войне не участвовал, так как к началу войны мне было 6 лет.

11.    Имею правительственные награды:

♦    Орден Трудового Красного Знамени,

♦    Медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина»,

♦    имею серебряную и бронзовую медали ВДНХ.

12.    Сведения о выпускниках техникума:

-    Артамонов Константин Иванович - директор Гусевского т/пр,

-    Тимофеев Виктор Иванович - замдиректора Гусевского т/пр,

-    Корнев Борис Федорович - главный инженер Тарменского центрального т/пр «Тюменьторф»,

-    Косыгин Георгий Александрович - главный механик объединения «Новгородторф»

-    Жаворонков Владимир Иванович - преподаватель Калининского политехнического института,

-    Игнашин Петр Федорович - начальник ОТЗ объединения «Свердловскторф»,

-    Трофимова Лидия Сергеевна - директор Широкореченского т/ пр объединения «Свердловскторф».

13.    Трудовой путь. После окончания техникума работал на Гусев-ском т/пр «Владимирторфа» с 1954 по 1972гг (с перерывом на службу в армии) техником, старшим мастером, начальником поля, начальником участка, начальником производственного отдела, главным инженером.

С 1972 по 1979 гг. работал главным инженером объединения «Свердловскторф». С 1979 года по настоящее время работаю генеральным директором объединения «Новгородторф». Являюсь членом редколлегии журнала «Торфяная промышленность», членом научно-технического Совета Министерства топливной промышленности РСФСР.

 

Из воспоминаний выпускников ОИТ Савостьянова Геннадия Илларионовича и Гурина Владимира Алексеевича

Во время нашей учебы в Ореховском индустриальном техникуме на отделении «Промышленное и гражданское строительство» во главе техникума стояла хрупкая, среднего роста, эрудированная, женщина - Нестерова Ольга Максимовна. Помощником ее по учебной части был Петров Константин Андреевич. Трудная судьба выпала на долю Нестеровой Ольги Максимовны. Родилась она в 1907 году в морозовской казарме, в семье морозовских ткачей.

После окончания начальной школы рано начала трудиться на деревообрабатывающем заводе: сначала учеником столяра, затем столяром.

Если бы не революция 1917 года, она всю жизнь проработала бы столяром. Но время внесло коррективы в ее биографию. По Ленинскому призыву в январе 1924 года вступила Ольга Максимовна в комсомол и по поручению комсомола стала создавать первые пионерские отряды в Орехово-Зуеве. Занималась в свободное время на общественных началах в качестве пионервожатой досугом юных пионеров. Днем она продолжала работать на заводе, а вечером - учиться на рабфаке. Вскоре на ДОЗе она была выдвинута в Окружком комсомола, где стала заведовать орготделом, затем культотделом городского Совета профсоюзов. Перед войной окончила двухгодичные курсы учителей. Работая с 1938 года заместителем директора ДОЗа, училась заочно на историческом факультете педагогического института имени В.И.Ленина, который закончила в 1945 году.

С 1954 по 1959гг возглавляла Ореховский индустриальный техникум. Имеет правительственные награды- медали: «За оборону Москвы», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «В память 800-летия Москвы», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», юбилейные значки: «50 лет ВЛКСМ», «50 лет пионерской организации».

В 50-е годы в Ореховском индустриальном техникуме работали опытные преподаватели, которые обеспечивали добротную подготовку специалистов.

Классным руководителем был преподаватель математики Сажин Василий Кириллович - участник сражений под Москвой и Сталинградской битвы. На классных часах он часто вспоминал боевые сражения, участником которых он был, своих боевых друзей, с глубоким уважением относился к Георгию Константиновичу Жукову, герою Великой Отечественной войны. До сих пор вспоминаю уроки талантливого преподавателя, художника-самородка Оболонского Ивана Кирилловича. Ему в то время было 50 лет. Он был подвижный, энергичный, среднего роста, очень увлекательно организовывал занятия по черчению, прекрасно выполнял чертежи на доске. Сложные темы мог преподнести просто, ясно, доходчиво.

Нормирование вел Иван Ильич Баранов - спокойный, немногословный человек старой дореволюционной закваски. Родился он в 1898 году в Калуге, где учился в гимназии, в 1927 году закончил Московский Межевой (сейчас - институт картографии) институт. По направлению работал в Куровском, а с 1929 года - в Орехово-Зуеве начальником архитектурно-планового отдела. Одно время был главным архитектором города. По совместительству, с самого начала открытия Ореховского политехникума, преподавал студентам строительные дисциплины. Во время Великой Отечественной войны - Баранов Иван Ильич - начальник ремонтно-восстановительной бригады. В Ореховском индустриальном техникуме преподавал геодезию до ухода на пенсию в 1960 году, но продолжал работать в техникуме летом во время геодезической практики учащихся. Имеет награды -медали: «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны», «В память 800-летия Москвы», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» и др.

Детали машин вел Васильев Владимир Ильич - высокий, худощавый, красивый пожилой человек, очень эрудированный, отлично знавший свой предмет. Он умел работать с молодежью, всегда находил с ней общий язык. Урок всегда начинал с шуток, потом переходил к теме урока. Студенты всегда относились к нему с глубоким уважением и тщательно готовились к его урокам. Электротехнику вел его сын Сергей Владимирович, который всегда четко излагал материал по схемам. Интересно проходили его лабораторные работы.

Геодезию вела Любовь Ивановна Ширшова с внешностью настоящей русской красавицы: с длинной косой, уложенной венчиком на голове, высокая, статная, плотного телосложения, с приятным голосом, очень требовательная по своему предмету. Она строго требовала положенного чертежного оформления. На ее уроках была отличная дисциплина. Практику по геодезии учащиеся проходили в районах 47-го участка, Сажени, Войново.

Главными специалистами по строительному делу были преподаватели: Владимир Васильевич Кошелев и Юрий Леонидович Хроменко - участники Великой Отечественной войны, награжденные за боевые подвиги в годы войны орденами и медалями, очень демократичные, общительные. Мы относились к ним с большим уважением и почтением. Тогда специальной литературы было мало. Ее выпуск только разворачивался. Поэтому их рекомендации по покупке вышедшей литературы мы старались исполнить. Кое-что сохранилось до сегодняшнего дня, например, «Справочник проектировщика по деревянным конструкциям».

Одним из трудных предметов были строительные конструкции. Их вел Сергей Афанасьевич Ефремов. Главный метод преподавания у него был - показ как рассчитать, как конструировать. Это был очень опытный специалист. Он был одним из специалистов, рассчитавших и спроектировавших деревянные фермы над огромным зрительным залом бывшего кинотеатра «Художественный» в Орехово-Зуеве.

Трудно было с Иваном Михайловичем Нырковым, который вел сопромат. Это был сложный и трудный предмет. Второй величиной по строгости был Юрий Дмитриевич Чельцов.

Приятно было работать с Виктором Ивановичем Даниловым.

В техникуме, помимо учебы, кипела и бурлила спортивная жизнь. Спортсмены Ореховского индустриального техникума в городских спортивных соревнованиях всегда занимали призовые места.

Регулярно проводили свои мероприятия, вечера, профсоюзные и комсомольские организации групп и техникума. В 1957 году комсомольский вожак техникума Косинов Владимир Васильевич возглавлял ССО техникума для уборки целинного урожая в Кустанайской области.

Мы не могли поехать: у нас была производственная практика на заводе «Сельиндустрия», где мы помогали устанавливать главный конвейер.

В техникуме работала художественная самодеятельность. Даже был хор, которым руководил Владимир Иванович Осокин. Много позже хором руководила Людмила Ильинична Мирошкина. Учащиеся с номерами художественной самодеятельности выступали не только в техникуме, но и в Министерстве.

Но уже тогда набирали силу поп-музыка, ВИА, и хоровое искусство в техникуме сошло на нет.

Во время учебы мы несколько раз с преподавателями Кошелевым В.В. и Хроменко Ю.Л. выезжали на строительные выставки в Москву.

Преподавателей было много. Все они оставили глубокий след в нашей жизни.

Сейчас, много лет спустя, после окончания Ореховского индустриального техникума, можно твердо сказать, что это был добрый и отзывчивый народ».

Из воспоминаний выпускницы Ореховского индустриального техникума 1965 года, директора Орехово-Зуевского профессиональнопедагогического колледжа Валерии Евгеньевны Пушкаревой (Французовой)

Индустриальный техникум... 35 лет назад я вышла из его стен, а кажется, что все было совсем недавно.

Перелистываю дневник, смотрю любительские фотографии и мысленно переношусь в те далекие годы.

1961 год. Недавние школьники, мы теперь - учащиеся техникума. Многое непривычно. Нет школьной формы. Уроки сдвоенные, задают много.

Наш классный руководитель - Вера Ивановна Семенова. Она, как мама, заботится о каждом. Ее интересуют не только наши оценки, она переживает с нами все: что случилось дома, кто с кем дружит, почему поссорились, почему перестал ходить в кружок. Иногда ее вопросы кажутся наивными: ведь мы «взрослые». Но в трудных ситуациях именно к ней идешь за советом и поддержкой.

Самый «страшный» урок - математика. Кажется, ничто, кроме нее, не интересует нашего учителя - Аркадия Семеновича Тупицы-на. На уроке не отвлечешься ни на минуту. Задает столько, что трудно представить, когда все это выполнишь. Однако выполняем, отвечаем. А если накануне урока встретит девушку с парнем - все, прогулка испорчена, надо возвращаться домой и заниматься математикой - спросит обязательно, даже если только вчера поставил «5» Тогда обижались, позднее поняли: математика требует жертв. Зато какое моральное удовлетворение получаешь, решив трудную задачу, доказав теорему, да еще и объяснив это подруге, «прикрепленной» для исправления «двойки» тем же Тупицыным.

Совсем другая обстановка на черчении, Константин Андреевич Петров не держит группу в напряжении. Более того, он может сесть за стол и, глядя в журнал, задумчиво напевать о снеге, который «над палаткой кружится». Однако ошибки не пропустит. Не раз приходится перечеркивать задание, прежде чем получишь отличную оценку.

Интересно на уроках физики, которую преподает Василий Федорович Степанов. И не только потому, что нравится предмет. Тут возможны отступления от темы, особенно если мы «уведем» педагога в далекую от физики область поэзии или заведем разговор о лыжах. Впрочем, весь материал он каким-то образом изучить с нами успевает.

А вот у Ивана Петровича Некрасова уроки идут строго по плану. Он досконально прорабатывает с нами основной предмет, базу для изучения всех специальных дисциплин - «Общую и неорганическую химию». Каждая тема конспектируется, конспект проверяется, иначе до опроса дело не дойдет и оценку не получишь.

Через несколько лет все это очень пригодится для сдачи вступительного экзамена в ВУЗ, когда мы, три выпускницы-отличницы будем сдавать один экзамен по профилирующему предмету - химии.

Становимся старше - появляются новые сложные предметы. На 3-м курсе это, конечно, - сопротивление материалов. Иван Михайлович Нырков прекрасно объясняет и беспощадно спрашивает. Несмотря на плохой слух, умудряется контролировать каждого, особенно нетерпим к подсказкам и шпаргалкам. Когда-то старшекурсники пугали: дойдете до 3-его курса - будете по десять раз сдавать сопромат и «тройку» за счастье посчитаете. Но наша группа сильная. К экзамену готовимся основательно, не пропускаем ни одного вопроса, а шпаргалки пишем просто «для себя», на всякий случай. Мы занимаемся втроем у меня дома: Таня, Лида и я. Решаем сдавать первыми и идем в техникум к 7-ми утра «занимать очередь». Но «карболитовские» уже там. Так и пошли сдавать все впятером...

Не только на уроках занимаются в техникуме нашим развитием и воспитанием. Всегда можно поговорить о книгах, да и не только о них, с работниками библиотеки Зинаидой Федоровной, Раисой Александровной и Лилией Николаевной.

Работают кружки, выпускается стенгазета.

Каждую осень - сельскохозяйственные работы. Осенью 1962 года - с выездом на 2 недели в деревню Асташково Куровского района. Нас провожают директор, классный руководитель, «медбрат». Настроение бодрое. Едем с песнями. Работаем по 8 - 9 часов, но молодость берет свое, и после работы отправляемся в деревню Соболе-во, что от нас в 4-х километрах, смотреть фильм «На семи ветрах», или допоздна ходим по деревне, поем, веселимся.

А рано утром - звонкий голос будит нас песней «Куба - любовь моя, остров зари багровой...» Это - Лидия Викторовна Никонова, человек очень увлекающийся и разносторонний. Когда мы изучали законы диалектики, она не ограничилась аудиторными занятиями, а повезла наев Москву, в Политехнический музей, где эти законы объясняли на примерах из техники, показывая действующие модели. Пройдет много лет и, пройдя мимо Политехнического, я вспомню об этой экскурсии и с тех пор буду возить туда все группы, в которых преподаю.

Вообще от каждого педагога что-то в нас осталось, иногда это всплывает неожиданно, откуда-то из области подсознания.

Листая дневник, вновь открываю для себя, как важно ощущать свою причастность ко всему, что происходило в техникуме, как важно было знать, что мы, наш коллектив, оказался впереди, а я была вместе со всеми.

Апрель 1963 года. Мы едем на смотр самодеятельности в Подольск. С нами директор - Юрий Иванович Клюшкин. 4 часа туда, 4 -обратно. В автобусе 60 человек. Всю дорогу поем песни: «Глобус», «Я люблю тебя, жизнь!», «Пусть всегда будет солнце!». Никто не чувствует усталости или неудобства. Сегодня хор в учебном заведении - редкость, а тогда - обычное дело. Репетировали несколько месяцев с неутомимым нашим руководителем - Ниной Ивановной Масловой. Хор, оркестр, солисты - выступили хорошо. Сразу же получили грамоту «За отличные выступления на итоговом смотре художественной самодеятельности».

А через несколько дней - предпраздничная городская эстафета. От техникума участвуют 40 человек, многие пришли «поболеть». На митинге команде вручают диплом за 3-е место (первыми оказались ХБК и Педагогический институт).

Май 1963 года. В группе «День поэзии». Каждый читает свое любимое стихотворение, а те, кто пишет стихи, читают и свои. Сколько волнений! Понравится ли? Стоит ли читать? Надо ли говорить, что это мое? И за всем этим незримо присутствует организатор этого не совсем обычного «мероприятия» - преподаватель литературы Зинаида Геннадьевна Ронзина. Это она смогла найти подход к каждому, убедить выйти со своим творчеством «на люди», а значит - поверить в себя.

На особом месте производственная практика. Сначала - в мастерских, затем - на заводе. Учебный план скорректирован под потребности завода «Карболит», срок обучения продлен на полгода. Работаем в прессовом цехе. Работа сменная, оплата сдельная, спрос - наравне со штатными рабочими. На время практики группа переведена на заочную форму обучения. Сколько волнений по поводу выполнения нормы выработки! Наблюдаем за работой лучших, учимся рассчитывать время, использовать каждую секунду. А после ночной смены надо успеть в техникум на консультацию. Многому научила эта практика, в том числе учиться самостоятельно, что, конечно, облегчило учебу в ВУЗе и на многочисленных курсах повышения квалификации.

Вообще учиться дальше выпускникам техникума было значительно легче, чем вчерашним школьникам. Те предметы, которые изучали в техникуме, можно было сдать без подготовки. Как же было не вспомнить добрым словом наших преподавателей специальных дисциплин: Дину Умяровну Алимову, Клавдию Сергеевну Фомину и - всех, кто дал нам прочные знания!

А тема дипломного проекта в институте была у меня та же самая, что и в техникуме: «Непрерывное производство аминопласта». И защитила я проект тоже на «отлично».

Еще тогда было ясно: для выпускников техникумов срок учебы в ВУЗе должен быть сокращен. Но лишь через много лет это прозвучало в законе «Об образовании», а я была включена в творческую группу по разработке интегрированных учебных планов.

Вот уже более 25 лет я работаю в государственном профессионально-педагогическом колледже (раньше он назывался индустриально-педагогический техникум). Была преподавателем, заведующей отделением, заместителем директора. Сейчас я директор колледжа. До сих пор в работе помогает то, что я - выпускница системы среднего профессионального образования. Техникум - особое учебное заведение, не похожее ни на школу, ни на ВУЗ. И это надо чувствовать.

Жалею, что много лет назад не могла вникнуть в работу директора техникума Юрия Ивановича Клюшкина, его заместителя по учебной работе Андрея Рафаиловича Матросовича. Безусловно, у них было чему поучиться.


Проходят годы. Многих, о ком я здесь упоминала, уже нет в живых. Но в каждом из их учеников есть частица их души. А значит, жизнь продолжается.

Валерия Евгеньевна Пушкарева (Французова) Выпускница 1965 года.

 

Наверх

В начало книги

К следующей главе

К предыдущей главе

На главную