Ореховский индустриальный техникум ГЛАВА III

 

ГЛАВА III

Живая вода братства Подвиг писателя Николая Бирюкова -студента Ореховского индустриального техникума

Яркой страницей в летопись первой пятилетки СССР вошла всенародная борьба за решение хлопковой проблемы. Хлопковое поле стало полем общей заботы. Бухарской республике были бесплатно переданы оборудование для текстильной, кожевенной, бумажной и мыловаренной фабрик. Перед бухарцами встала теперь проблема: есть сырье, предприятия, оборудование, а работать - некому. Не было тогда в «хлопковой республике» своих прядильщиков и ткачей. Вот тогда, в 1924 году, в город Подмосковья Зарайск и прибыли ферганцы, чтобы овладеть этими специальностями. Узбекские юноши и девушки с самоотверженностью овладевали специальностями текстильщиков, назвав Зарайск «Зарайским университетом». Именно с этой поры зародился рабочий класс текстильной промышленности Узбекистана. «Зарайск, - резюмировали они тогда, - колыбель узбекского текстиля» («Орехово-Зуевская правда» от 20 апреля 1982 г., «Ленинское знамя», 6 июня 1982 г.).

Да, у истоков узбекской текстильной промышленности стояли 508 квалифицированных текстильщиков, прядильщиков, ткачей, ремонтников, наладчиков и механиков, которых подготовили в Зарайске с 1924 по 1930 годы. Здесь они закалялись, вбирая в себя драгоценные качества характера русского рабочего: самоотверженность, готовность к самопожертвованию, любовь к Родине.

Хлопковое поле стало полем заботы людей разных народов и национальностей огромной страны. Текстильщики Москвы собрали деньги, на которые к весне 1930 года для хлопководческих районов была построена тракторная колонна имени газеты «Голос текстилей». Инициаторами сбора средств за организацию подобных тракторных колонн выступили рабочие «Трехгорной мануфактуры». Их почин поддержали рабочие Орехово-Зуева, Серпухова, Твери, Рязани, Калуги. Все текстильные фабрики центра взяли обязательства работать один день в году в «пользу хлопка». Вскоре эти средства превысили 200 тысяч рублей.

В январе 1930 года «Ивановский союз текстильщиков» отправил в Среднюю Азию на 4 месяца 30 передвижных кузниц, 60 слесарей и кузнецов, 5 рабочих бригад и принял на обучение в Ивановских фабриках 300 человек из среднеазиатских республик.

«Ленинградский союз текстильщиков» приступил к организации фонда общества «Друзья советского хлопка», который создавался из индивидуальных и коллективных отчислений, взял шефство над 30 районами среднеазиатских советских республик, сформировал специальные рабочие бригады для посевных работ, каждая из которых имела в своем распоряжении ремонтную мастерскую, кинопередвижку, библиотеку, медицинский пункт для обслуживания местного населения.

Большую помощь бригады оказывали местным жителям при внедрении сельскохозяйственной техники. Прямо в поле обучали они дехкан пользоваться трактором, плугом, культиватором и другими машинами. А сколько было проведено собраний, сходок, митингов, на которых шефы доходчиво разъясняли дехканам важность борьбы за хлопковую независимость страны!

Важной задачей шефов в среднеазиатских республиках была борьба за раскрепощение женщин. 8 марта 1930 года в Средней Азии стало днем борьбы за освобождение женщин Востока от векового рабства.

Шел 1930 год - второй год первой пятилетки. На фабриках и заводах нашей страны ширилось социалистическое соревнование за досрочное выполнение заданий. В авангарде трудящихся Орехово-Зуева шли текстильщики. Они старались использовать каждый грамм хлопка. Но сырья недоставало. На рабочих собраниях нашего города выдвигались предложения вызвать хлеборобов на соревнование, заключить с ними договор, дружить.

Орехово-зуевские текстильщики решили послать в Узбекистан свою делегацию. Ее руководителем стал старый коммунист И.И. Агафонов. В делегацию вошли ветераны труда, кадровые рабочие и от молодежи - активная комсомолка, банкоброшница с прядильной фабрики №1 Александра Фафанова.

Вскоре Орехово-Зуевский горком комсомола получил первое письмо от своей посланницы. Она сообщала: «Как самых дорогих гостей приняли труженики братской республики текстильщиков Подмосковья, в том числе и нас. В ЦК Коммунистической партии Узбекистана выслушали нашу просьбу и обещали помочь. Затем мы осмотрели Ташкент. Живут здесь бедновато. Много узеньких улочек с глинобитными домами. Женщины носят паранджу и почти поголовно неграмотны. До революции в Узбекистане было всего 16 общеобразовательных школ и ни одного высшего учебного заведения. Мы побывали в Самарканде и в других городах республики... Всюду нам рады... Здесь понимают, что лишь в большой семье народов они придут к новой жизни и будут защищены от врагов...» (“Орехово-Зуевская правда». Апрель 1982 г.).

Потом приходили другие письма, рассказывающие о работе делегации, члены которой ежечасно проезжали на верховых лошадях по 30-50 километров, агитировали за увеличение производства хлопка. Через несколько месяцев Орехово-зуевские текстильщики вернулись в свой родной город. «Главный итог поездки, - говорил на отчетном собрании И.И. Агафонов, - это договор дружбы с хлопкоробами, решимость досрочно выполнить первый пятилетний план».

После этого много раз ездили представители нашего города в братские республики.

В 1939 году в советских республиках Средней Азии в творческой командировке побывал писатель, наш земляк, бывший студент Ореховского строительного техникума Николай Зотович Бирюков.

Слова В.Г. Белинского: «Наше время преклонит колени только перед художником, которого жизнь есть лучший комментарий на его творения, а творение - лучшее оправдание его жизни», - можно с полным правом отнести к известному писателю Николаю Зотовичу Бирюкову.

Известен афоризм Гете: «Хочешь ближе узнать поэта - иди в страну поэта».

Н.З. Бирюков родился в Орехово-Зуеве в 1912 году в семье ткачей. Детство, школьные годы, комсомольская юность - здесь истоки его жизненного и творческого подвига.

1917 год запечатлелся в памяти красными знаменами в родном городе Орехово-Зуево. Здесь, в дни Ленинского призыва, он вступил в комсомол, работал на фабрике, где товарищи избрали его в бюро цеховой комсомольской организации, членом уездного комитета комсомола, а в 1928 году - делегатом VIII съезда РКСМ. Восьмой съезд РКСМ призвал молодежь учиться, и Н.З. Бирюков по комсомольской путевке поступает в Орехово-Зуевский строительный техникум. Казалось, теперь все в его жизни определено... И вдруг...

Это произошло холодной осенью 1930 года, когда при реконструкции Дулевского фарфорового завода закладывался фундамент одного из цехов. Николай Бирюков в это время в качестве прораба на стройке проходил производственную практику. Неожиданно в готовый котлован хлынули подпочвенные воды. Затопление котлована грозило срывом работ. Это он, отчаянный комсомолец, первым бросился в котлован с ледяной водой и стал работать, воодушевляя собственным примером других. Это он дал товарищам огонь веры в их силу, и они пошли за ним... Стройка была спасена.

Для человека с крепким здоровьем этот случай был бы эпизодом. Но Николай Бирюков страдал ревматизмом, поэтому он слег...

Николай Бирюков знал, что он обречен. Но он не сдался, не отступил. В те трудные дни, когда он понял трагизм своего положения, у него сами собой сложились стихи.

Родина!

Я - солдат твой и сын!

Слово-оружие,

стоящее тысяч

И все, что смогу я

из мозга высечь -

Родина, клади на свои весы!

Одной девушке, своей будущей жене, которая однажды навестила его в больнице, Николай Бирюков сказал: «Я не беспомощен. Есть глухонемые и слепые, безрукие и безногие. У меня глаза видят и уши слышат. Руки крепко перо держат. Комсомолец - в первую очередь борец за лучшую жизнь для народа. Он при любом, даже самом, казалось, безвыходном положении должен найти в себе силу и мужество, чтобы быть на первой линии огня. Особенно сейчас, когда враги человечества - фашисты - терзают нашу Родину. Разумеется, я воевать с винтовкой не могу. Я буду с врагами Отчизны за наше советское общество сражаться пером. А какими же другими можем быть мы, дети рабочего класса». (Книга «Комсомольское сердце». Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». 1969 г., стр. 110).

35 лет Николай Зотович Бирюков был прикован к постели, но не сдавался, жил, работал, с огромным мужеством отстаивал право быть в строю, много самостоятельно занимался, закончил два института: Литературный институт имени М. Горького и институт иностранных языков.

В поисках материала для своих книг Н.З. Бирюков исколесил Крым, Воронеж, Каменную степь, побывал в горячих цехах завода «Красное Сормово», на открытии Куйбышевской ГЭС. И все это -при полной недвижимости.

А когда Николай Зотович узнал, что в Ферганской долине собираются строить канал, то он захотел поехать и туда - своими глазами увидеть, как будут оживлять мертвую пустыню. Его потянуло на стройку и прошлое - в нем заговорил несостоявшийся строитель. Николай Бирюков стал просматривать среднеазиатские газеты, надеясь найти в них подробности. Изучая газеты первой пятилетки, он натыкался на короткие информации, которые его очень заинтересовали: «Капиталисты вздули цены на хлопок».., «Грозятхлопковым голодом».., «Даешь хлопковую независимость страны!».., «Агитбригада Орехово-зуевских ткачей в Узбекистане и Туркмении».., «Текстильщики убеждают дехкан сеять больше хлопка».., «На пожертвования ткачей куплены тракторы хлеборобам...».

Тогда Николай Бирюков решил разыскать участников «хлопковых встреч» с обеих сторон, от ткачей и дехкан, надумал поехать в Среднюю Азию.

Николая Бирюкова давно влекла Средняя Азия. Но как преодолеть тысячи километров на обычной велосипедной коляске? Николая Бирюкова отговаривали. Но ничто не смогло остановить его творческого горения. И он стал изучать историю, экономику, географию Средней Азии, литературу, узбекский язык...

«Шайтан-арба» - так назвал Николай Бирюков свою коляску, проделала вместе с ним в 1939 году необычный путь: Ташкент, Маргелан, Фергана, - десятки километров трассы канала, горячий песок Кара-Кумов, Ферганской долины, многочисленные кишлаки, колхозы

- такова маршрутная канва поездки физически утомительной для взрослого здорового человека. Николай Бирюков не только ездил, он много работал, ведя записи, беседовал с колхозниками, строителями канала, записывал песни, легенды, слушал рассказы - собирал материал для будущей книги о строительстве Большого Ферганского канала.

Здесь, в Средней Азии, он услышал и записал красивую легенду о прекрасном юноше и его возлюбленной Кара-Дарье, которая стала как бы лейтмотивом его нового романа «Воды Нарына»:

... «Приходилось ли Вам слышать о безумной любви Нарына к добросердечной Кара-Дарье?

Как молодой лев играл и резвился сын солнца и вечных снегов -богатырь Нарын.

Однажды вечерний ветер донес из далеких степей нежную песнь. «Кто это поет?» - спросил встревоженный Нарын. «Кара-Дарья!» -прошептал шаловливый ветерок. «Я, Нарын, иду к ней», - прогремел его голос и, ослушавшись своего Аллаха, Нарын всеми водами ринулся вниз. Разгневанный Аллах вонзил в тело Нарына тысячу молний, обрушил на него ливни. Могучей грудью силился богатырь пробить громады скал. Но Нарын есть только Нарын! А Аллах есть Аллах! И напрасно умоляла Кара-Дарья неприступные скалы пропустить к ней любимого.

И тогда Кара-Дарья сама бросилась к Нарыну в обход ..и достигла его. Поднял Нарын на могучих волнах умирающую и спросил: «Ты ли это, Кара-Дарья?» Та ответила: «Я... прости, Нарын-джан, свою красоту я по пути к тебе отдала земле... Если ты мог, мой любимый, пройти тот путь, твои глаза не смогли бы досыта налюбоваться зеленью садов, россыпями ярких душистых цветов...» «И ты не раскаиваешься, несчастная?», - простонал Нарын. А Кара-Дарья вспомнила благодарные песни и счастливый смех людей и прошептала, умирая на его волнах: «Нет. дорогой, нет. любимый Нарын-джан».

Эта красивая легенда символично зазвучала не только для будущего романа, но и для самого писателя. Он тоже готовился к трудной работе. Поездка в Среднюю Азию была плодотворной. Собранные материалы волновали воображение писателя. Ему не терпелось поскорее взяться за работу. Но война прервала его работу над романом «Воды Нарына». Во время Великой Отечественной войны Н. Бирюков писал статьи, памфлеты, очерки в газеты и журналы, на радио. В те грозные суровые годы он рассказал людям о подвиге Лизы Чайкиной в романе «Чайка», который издавался в СССР более 100 раз и издавался во многих странах мира. «Чайка» Бирюкова помогла сражаться на Кубе, во Вьетнаме, в Анголе. И только в 1944 году Николай Бирюков вернулся к роману «Воды Нарына». Вот тогда и пригодились ему 32 папки с записями, сделанными в Средней Азии. Перебирая уже пожелтевшие записи, Н. Бирюков наткнулся на народное предание, повествующее о том, как богатырь Абду-Селим хотел покорить бурный Нарын и для этого решил пробить скалы простым кетменем. Если бы удалось соединить два великих водных пути: Нарына и Сыр-Дарью, это принесло бы счастье бедным дехканам. Восемь лет трудился Абду-Селим, рубил скалы в одиночку, но не под силу оказалась одному человеку такая титаническая работа И богатырь погиб на тех скалах, которые хотел сокрушить.

Эта находка дала писателю ключ. В его воображении богатырь Абду-Селим вновь ожил, но только теперь в образе народа, осознавшего свободу. Только такой богатырь мог осуществить дерзновенный план - укротить свирепый Нарын, напоить водами жаждущие земли.

Больше двух лет трудился Николай Бирюков над своим детищем - романом «Воды Нарына». А когда он вышел из печати, то сразу же был переведен на многие языки мира, в том числе, на немецкий язык. И Николай Бирюков получил из Германии письмо: «Уважаемый друг Бирюков!.. Ваше прекрасное произведение «Воды Нарына» о силе и красоте передовых людей Узбекистана, об их борьбе за счастливую жизнь после перевода на немецкий язык нашло у нас, в Германии, много друзей и найдет еще больше.

Мы даем Вам обещание работать над тем, чтобы уже завтра люди по всей Германии изучали произведения советских писателей, черпая в них силы в трудной борьбе за сохранение мира и за лучшее будущее. С дружеским приветом Вилли Бредель»...

После Октябрьской революции 1917 года началась новая эра ирригационного строительства в Ферганской долине и была она открыта известным Ленинским декретом «Об ассигновании 50 миллионов рублей на оросительные работы в Туркестане». Прелюдией небывалого всенародного трудового подвига стало строительство 32-километрового Ляганского канала, сооруженного колхозниками Ферганской долины за 17 дней! Этот успех окрылил людей на новые дела.

Идея обуздать Сыр-Дарью, напоить землю с помощью Нарына родилась в гуще народных масс. Извечная мечта о воде подняла и пробудила всех. Здесь, в пустыне Средней Азии, каждая капля воды в цене. Земля без воды изнывает. Древняя, дряхлая земля! Она молит: «Воды, воды!» Дай ей воды - и она оживет, нальется жизнью. По весне засияет синими, желтыми, красными цветами хлопка. Летом одурманит ароматом садов, усладит пеньем птиц. Где вода - там и жизнь. Вода - кровь Узбекистана. Веками и земля, и люди ждали влаги жизни. До Октябрьской революции веками баи распоряжались водой, эксплуатировали и угнетали дехкан, которые столетиями мечтали вдоволь напиться воды и щедро напоить плодородные земли. Дать ее мог только сын солнца и вечных снегов Нарын. Но на его пути стояли неприступные скалы. Узбекские народные герои Абду-Селим и Фархат пытались пробить их и достать воды для дехканских полей. Но они были бессильны в борьбе с Природой.

 

 

Бирюков Н.

 

И только после Октябрьской революции 1917 года дехкане смогли осуществить заветную и вековую мечту. Они обратились в районные, областные, республиканские организации с просьбой разрешить им строительство канала, который пересекал бы Ферганскую долину. Только в апреле 1939 года поступило 5 тысяч таких заявлений.

ЦК Компартии Узбекистана и Совет Народных Комиссаров Узбекской ССР, изучив эти письма о развитии орошения Ферганской долины, привлекли к решению этой задачи крупнейших специалистов-ирригаторов и строителей. Изыскательские и проектные работы по каналу и его сооружению были возложены на специально созданную Ферганскую проектно-изыскательскую экспедицию Среднеазиатской конторы по проектированию водохозяйственных систем и сооружений Главводстроя Народного Комиссариата СССР. Экспедицию возглавил И.Д. Лебедев - автор общей схемы развития орошения Ферганской долины. В невиданно короткий срок - всего за два с половиной месяца был создан проект канала, в котором были отражены и предложения колхозников. Общая трасса Большого Ферганского канала (БФК) предполагалась длиной в 270 километров. В период строительства планировалось вынуть более 16 млн. кубометров грунт а, построить 400 крупных и мелких ирригационных сооружений. По подсчетам специалистов, на его строительство необходимо затратить не менее 6-7 лет. Исходили из того, что, например, Суэцкий канал (длиной 161 км) строился 10 лет, Панамский канал (длиной 81,6 км) строился двадцать пять лет.

Но действительность, трудовой подвиг народа, забота правительства в корне изменили взгляды на сроки строительства крупных ирригационных систем. Началась повсеместная подготовка к великой битве за воду. В июне 1938 года на разбивку трассы вышли инженерно-технические работники и группы рабочих. На спланированных участках готовили жилье, столовые, магазины, медицинские пункты, читальни, агитпункты и т.д.

В колхозах изготовляли лопаты, кетмени, арбы. На основе писем формировались строительные отряды.

О взаимопомощи и взаимовыручке советских людей очень верно сказал один из героев книги Николая Бирюкова «Воды Нарына» -народный певец ашулячи: «Только глупец откажется от райской жизни, которую ему сулит канал из-за того, что на пути к этой жизни встали скалы. Надо скалы разрушить. Кто помог нам изменить жизнь... колхоз... Я ходил в те годы по всем дорогам Узбекистана и на каждой встречал наших русских братьев... Далеко от нас Москва, Ленинград, Иваново-Вознесенск, но сердца людей, что живут в тех городах, всегда с нами. В те годы они каждую копейку делили пополам: половину себе, а вторую половину на тракторы для узбеков, потому что, хотя мы и говорим на разных языках, а душа у нас одна - братская. А брат брата не оставляет в беде. Нет дружбы сильнее той, которую когда-то спаяла пролитая за общее дело кровь... Наши русские братья соединяют не только реки, но и моря. Они умеют делать такие машины, перед которыми любые скалы рассыпаются в прах». (Николай Бирюков, «Воды Нарына», стр. 46-47).

Много дней провел Николай Бирюков на стройках канала. Героев своей будущей книги, панораму строительства он рисовал с натуры. Вместе со строителями БФК он присутствовал на совещании ирригаторов в здании Совнаркома Узбекистана. «... Свободных мест в зале не было, люди стояли даже в проходах, но была такая тишина, точно здесь находился всего-навсего один человек, голос которого звучно отдавался в стенах. Этим человеком был инженер-ирригатор Лебедев», (стр. 92).

Подробно рассказывая о трассе канала, он подчеркнул, что «нашему коллективу предстоит создать более тысячи различных гидротехнических сооружений, для которых надо найти самые простые экономичные решения... Если работать по-старому, нам не хватит и стольких лет. .. Такого преступного расточительства времени мы себе позволить не можем ... Партия и правительство, поддерживая требования народа, отводят на нашу работу не десятилетия, не годы, а всего два месяца - это не только изумительный успех социалистического труда, это революция в ирригации..., произведенная народом - богатырями-кетменщиками...».

И люди и время насыщены животворящими идеями... Они, эти идеи - Архимедов рычаг, а соревнование и есть точка опоры, которая дает перевернуть мир...» («Воды Нарына», там же).

Секретарь ЦК Компартии Узбекистана на этом совещании добавил: «Только за три дня на стройку записалось свыше ста тысяч человек... Просьбы зачислить в участники строительства приходят также из России, Белоруссии, Украины, Армении, Азербайджана. Авторы телеграмм - инженеры, техники, стахановцы.».

Стройка БФК стала всенародной. Тем, кто принимал участие в сооружении БФК, кто был свидетелем грандиозной стройки, не забыть первое августа 1939 года. Об этом подробно написали сами строители БФК членам поисковой группы Ореховского индустриального техникума.

Очевидец событий этой всенародной стройки, наш земляк, писатель Николай Бирюков в своей книге «Воды Нарына» нарисовал с натуры такую панораму: «С рассвета 1 августа 1939 года Ферганская долина всколыхнулась народным морем. К трассе будущего канала со всех сторон потянулись люди пешими колоннами, на арбах, на автомашинах. Над головами людей пламенели красные флаги и транспаранты, призывно звучал и карнаи, весело разливались песни и музыка. На видных участках трассы, на красных полотнах сияли слова

В.И.Ленина: «Орошение больше всего нужно и больше всего пересоздаст край, возродит его...» (Полн.собр.соч., том 46, стр.200).

Посланцы 3-х тысяч колхозов советских республик Средней Азии, а также посланцы других республик страны Советов начали наступление на пустыню. «Человек шел побеждать природу. Поднятая со всех дорог долины пыль заволокла небо... В вышине гудели транспортные самолеты... Сколько их, этих людей? Говорят, три дня и три ночи беспрерывно будут идти они на трассу... Мужчины и парни были как на подбор - крепкие, бронзовые, в праздничной одежде. На груди у многих ордена: шли те, кто поднял этот небывалый народный всполох - герои Ляганы». (Н.Бирюков «Воды Нарына», стр. 156-159).

К высоким скалам пришли люди и нарушили их покой. Десятки тысяч кетменей вонзились в твердую землю. Шум и грохот машин ворвался в первобытную глушь.

В первый же день на строительство вышло более 100 тысяч людей. Работа началась одновременно на всей трассе. Это был прекрасный гимн освобожденному труду. Десятки тысяч людей были охвачены единым порывом, объединены единым духом и ритмом. В первый же день из русла будущего канала было вынуто более 510 тысяч кубометров грунта. Каждый день рождал подвиг, а на второй день этот подвиг становился достоянием всех, вчерашний рекорд -массовой нормой.

Наблюдая за работой строителей канала, Николай Бирюков часто размышлял о них: «Что заставляет их подниматься ни свет ни заря, бить ломом, кетменем, сколько есть силы, таскать бегом тяжеленные носилки с землей, глотать пыль, исходить потом, мучиться жаждой, не досыпать, не доедать, придумывать, чтобы еще быстрее работать? Что? Деньги? Нет, на стройке Большого Ферганского канала ни копейки не платят, она не государственная, затеяли ее колхозы. И каждый в отдельности, кто приехал сюда, на трассу, движим одной целью: дать воду земле, получить от нее жизнь, достаток, обилие. Получить не одному себе. Всем! Каждый здесь трудится, чтобы вместе с ним все зажили лучше. И все вместе вышли сюда, на стройку, заботясь и думая о каждом.

«Идея нужна народу. Идея нужна человеку. Николай Бирюков знал это по себе» (И.Буркова, «Стречь ветра» Издательство: Москва, «Советская Россия», 1971, стр.56).

В романе «Воды Нарына» перед нами последовательно развертывается картина всенародной стройки. Николай Бирюков передает атмосферу соревнования между участниками и бригадами, энтузиазм. Стремление быстрее построить канал рождало массовую инициативу. Многотысячный коллектив строителей канала - главный герой романа «Воды Нарына». И в этом огромном коллективе автор нашел и запечатлел на страницах своей книги, которая для нас, потомков - исторический документ всенародной стройки, людей особого таланта и склада. Таким, например, был новатор-строитель Ду-нан Дусматов, худощавый человек среднего роста, с черными живыми глазами. Лицо необыкновенно добродушное. Сын батрака и сам батрак, испытавший на себе байскую кабалу и голод, сегодня - колхозник. Советская власть дала ему землю и воду. Он в числе первых записался в колхоз. Для его колхоза воды хватает. Но он пришел на канал вместе с кетменщиками своего колхоза, чтобы повернуть воды Нарына к землям тех, кто испытывает в воде нужду. С первых дней работы он показал, на что способен свободный человек. На канале норма выработки на каждого землекопа составляла 2,47 м3, а у Дунан Дусматова - 14-18, наконец, - 34 м3 и более кубометров.

В судьбе Дусматова отразилась судьба многих строителей канала. Его желание трудиться как можно лучше было желанием всех. Вот почему по почину Дунана началось на строительстве канала патриотическое движение, названное «дусматовским». Опыт Дусматова оказался несложным, но полезным, доступным для всех.

С вечера Дунан проходил по участку работы завтрашнего дня, определял самый короткий маршрут выноса грунта и всегда имел хорошо отточенный удобный кетмень. Для носки грунта вместо носилок применял полотнище - разгрузка шла по ходу, не терялось ни секунды рабочего времени. Широкое распространение опыта Дус-матова позволило повторить и превзойти его рекорд тысячам строителей. Была заведена Доска Почета, куда заносились имена передовиков строительства канала. Гремели андижанцы, Кенадибаев и Хасанов положили начало «тысячникам», то есть людям, выполняющим норму не менее, чем на тысячу процентов. А следом за ними на Доске Почета появилось имя украинца Бочко, принесшего в эту жаркую степь свой опыт строителя канала Москва-Волга...

Люди, пришедшие с гор, вспомнили здесь приемы, испытанные в борьбе с горными обвалами.., трудно было отыскать участок, не проявивший ценной инициативы...» («Воды Нарына», стр. 194).

С. Таджибаев по своему желанию приехал на трассу канала. Он работал в паре с комсомольцем 3. Астахановым. Они работали на трудном каменистом участке, подпочвенные воды затрудняли работу. Но, услышав о рекорде Дусматова, Таджибаев и Астаханов вызвали его на соревнование и вскоре довели выработку до 800, а затем и до 1000% нормы. 17 августа 74-летний колхозник из сельхозартели Т. Хадыров выполнил более 30 м3 - земляных работ. В ряды «тысячников» встали А. Алларов из колхоза «Октябрь» Андижанского района, X. Бабаев из колхоза «Москва» Ферганского района и многие другие. Высокой выработкой отличались не только отдельные землекопы, но и звенья, бригады, участки

Высокая производительность труда землекопов позволяла вести строительство небывалыми темпами.

Членам поисковой группы Ореховского индустриального техникума удалось разыскать строителей Большого Ферганского канала. Вот что они написали нам в своих письмах-воспоминаниях о тех далеких днях всенародной стройки, об энтузиазме строителей.

Машириф Хасанов вспоминал в своем письме: «Людей на стройке было много. Наверное, поэтому работа очень кипела. Мы пели, плясали, смеялись, шутили, никто не жаловался на трудности, все были радостны и счастливы. Мысль о том. что сюда придет вода, вдохновляла нас на самоотверженный труд. Нам были созданы хорошие условия. Мы были обеспечены продуктами, книгами, свежими газетами...».

Из кишлака Кара-Тепа, откуда начал свое путешествие по трассе Большого Ферганского канала Николай Бирюков, нам прислал письмо строитель канала Бобосафар Кадыров. В своем письме он вспоминал о работе своей бригады на строительстве канала, о часах отдыха. «Колхозники были разделены на бригады. У каждой бригады была своя задача. Одна, например, занималась разравниванием земли, другая - погрузкой, третья - перевозкой и т.д...

Вечерами для нас устраивалась «аския» - состязание в остроумии, концерты. В отделении, которым я руководил, перевыполняли норму в 2-3 раза. Среди передовиков были кетменщики: Мамараим Сидиков, Мирзабай Усманов, Сабир Бабаев и многие другие...».

На строительстве канала впервые участвовали женщины. Многие женщины показали образцы самоотверженного труда и на стройке сбросили паранджу. В статье «Большой Ферганский канал» в «Правде» 21 сентября 1939 года была опубликована беседа с колхозницей К. Ахмадалиевой. На вопрос, что дала ей стройка, ответила: «Жизнь! Канал дал мне настоящую жизнь. На трассу я пришла некультурной темной женщиной. Старый чачван закрывал мне лицо. За свою жизнь я ни разу не была в театре. Теперь я стала другим человеком. Советская власть помогла мне сбросить паранджу, выйти к солнцу, к свету. Агитаторы научили меня читать и писать. Я стала счастливой женщиной».

А вот что написала поисковой группе Ореховского индустриального техникума участница строительства Большого Ферганского канала Зебиса Сатиева в своем письме: «...Как я любила петь. Помню, пела я без конца, когда шла на работу и с работы. Вставали мы в пять утра. День я начинала песней. «Девушка-певица проснулась, значит пора на работу», - говорили строители, и все вставали. Когда я уставала, делала перерыв - переставала петь, рабочие кричали мне: «Эй, певица, работа не спорится, давай, начинай!»

...На стройке работали все с особым усердием и рвением. Настроение было отличное, никто ни на что не жаловался. Словом, работали как настоящие ударники...

После завершения строительства канала мне сказали, что я могу возвратиться домой - дети твои заждались тебя.

«Нет, - сказала я, - пока не выпью воды из канала, не уеду...». За хорошую работу на строительстве канала я была награждена медалью «За трудовое отличие»...

Героическими делами прославили себя на строительстве БФК комсомольцы. Н. Бирюков много страниц своего романа посвятил их трудовым подвигам. Один из самых трудных участков - горный, где выемка доходила до 30 метров глубины, - был целиком комсомольским. Здесь работали семь тысяч юношей и девушек. А всего на строительстве БФК работали 50 тысяч комсомольцев.

Очень запоминается в романе «Воды Нарына» образ комсомольца Мирзы Раджиби. Этот кареглазый юноша музыкально одарен. Он из пашапаши мог извлекать чарующие звуки. Под тонкими пальцами Мирзы она могла плакать, тосковать, мечтать, любить. На строительстве канала он принимал активное участие в соревновании. Однажды, во время строительства канала он случайно оказался на аварийном участке. Из-за неисправности насоса котлован начал наполняться водой. План работы соседних участков был под угрозой срыва. Мирза, не задумываясь, несколько раз нырял в мутную воду, чтобы очистить предохранительные решетки. Сцена борьбы с подпочвенными водами - одна из лучших в романе. Николай Бирюков был свидетелем этой аварии и помогал советами. Почти такие же чувства испытывал когда-то молодой прораб Николай Бирюков на строительстве одного из цехов Дулевского фарфорового завода во время производственной практики. Как и Мирза Раджиби, он спасал участок от затопления. Николай Бирюков и Мирза Раджиби совершили поступок, сопряженный с риском для жизни, и оба оставались на этом посту, пока не предотвратипи аварию...

Быстро мчались дни, напряженные, трудные, героические... Приходилось преодолевать каменистые грунты, подпочвенные воды, 40-градусную жару. «Повсюду, куда доставал глаз, клубилась пыль, и в этой пыли скрипели колеса арб.., шла великая битва человека с природой. Кетмени сверкали под лучами солнца... А по соседству с людьми скрипели экскаваторы, грызли конгломерат, опрокидывались громадные ковши, выброшенные груды земли подхватывали скреперы, тракторы тянули их. Атам, куда скреперам было не пробраться, ныряли в пыли грузовые машины, покачивались на буграх доверху наполненные арбы...

Техника и люди шли плечом к плечу, и трудно было сказать, кто упорнее. По всей «линии фронта» со стоном и гулом отступали и крошились скалы...».

Упорно и настойчиво шли строители Большого Ферганского канала к победе. И победа пришла. В конце романа мы вновь встречаемся со старым ашулячи Икрамом, из уст которого мы вновь слышим народную мудрость, вылившуюся в песне: «Вода, вода! Сколько крови пролилось из-за тебя на этой земле! Кто владел тобой, тот и бог. Чингис-хан, Батый, Катта-ханы, эмиры, шейхи - кто только не стоял на этих камнях, с жадной тоской и бессильной яростью глядя на молочные от пены воды! Вода! Нарынская вода! Здесь за то, что рвалась к нарынской воде, отдала свою любовь красавица Ширин. Здесь стоял бог слова и песни Алишер Навои, он тоже мечтал покорить Нарын,

С тех пор, как поселились на этой земле люди, неотлучной спутницей их жизни была тоска по нарынской воде. Но надо было, чтобы пришли в жизнь такие полыане, как Ленин и его ученики, чтобы они согрели душу у народа своим дыханием, и тогда люди почувствовали себя сильнее непокорной души Нарына!..»

И вот, наконец, тазами Николая Бирюкова видим завершение строительства Большого Ферганского канала. Мы слышим глухой звук с. многократным эхом в горах - взрыв скалы и видим, как «ликующе подпрыгивая на камнях вода Нарына побежала по руслу, проложенному людьми,.. Где-то нарастала «яшаса», и эхо гор подхватывало торжествующий крик, как бы салютуя человеку, перед которым скло нила свою гордую голову своенравная Природа.»

Большой Ферганский канал протяженностью 270 километров вместо запланированных пяти лет был сооружен за 45 дней. Сооружение Большого Ферганского канала было апофеозом народного единения, целеустремленности. Река дружбы, созданная волей народа в далеком 1939 году, делает жизнь людей и сейчас еще краше.

В строительстве БФК участвовало 160 тысяч человек, в том числе 50 тысяч комсомольцев, 3 тысячи инженерно-технических работ ников и около 5 тысяч обслуживающего персонала: медработники почтовые работники, агитаторы, журналисты и другие,

В письме членам поисковой группы Ореховского индустриального техникума главный инженер Управления эксплуатации БФК Кузьмин М.И. в ответ на наше письмо в 1982 году писал: «В настоящее время пропускная способность канала 150 кубических метров в секунду. БФК орошает подвешенные к нему площади Ферганской долины, где выращиваются белое золото Узбекистана - хлопок и другие сельскохозяйственные культуры. Магистральные каналы системы переводятся на АСУ по проекту «АСУ-Фергана». В целях полной автоматизации и телемеханики в г.Фергане построен Вычислительный центр, где будут размещены управляющие водными артериями каналов УЭБФК. электронные вычислительные машины ЕО-1020 и М-6000, на отделениях СМ-3 и система телемеханики ТМ-130 Недалек тот день, когда диспетчер, находясь в Фергане, будет управлять водой на расстоянии 100-150 км.

За хорошую и плодотворную работу БФК награжден орденом

Октябрьской революции, юбилейной грамотой в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, а также двумя грамотами ВДНХ СССР В честь строителей БФК на Куйган-Ярской плотине построен музей строительства БФК.

Посылаем Вам, дорогие ребята, фотографии передовиков, каналов и сооружений, брошюру о БФК имени У Юсупова».

 

Наверх

В начало книги

К следующей главе

К предыдущей главе

На главную