Методика написания сочинения в школе

Сначала небольшое вступление. В школу я пошла в первый класс в 1945 году. Тогда детей принимали в школу с 8 лет. Помню: была разруха после войны, карточная система, голодное детство. Школьной формы тогда не было. Девочкам шили платья из мешковины. Мальчики и девочки учились в разных школах. Первую мою учительницу звали Нина Ивановна, вторую – Елена Степановна Обрубова, которая пришла к нам в третий класс. Жила она в рабочей казарме и сама ещё училась в пединституте. Эта была девушка высокого роста с двумя косами, старше нас лет на десять. Она нас обучала по-своему: с третьего класса приучала нас писать сочинения. Попросила нас завести альбомы, куда мы должны были писать свои отзывы о прочитанных книгах. Уходя из школы, она вернула мне мои детские сочинения.

Елена Степановна Обрубова  дала нам первые знания по написанию сочинений, привила нам любовь к русскому языку и русской литературе.

Каждое сочинение должно состоять из нескольких элементов: эпиграфа, вступления, основной части и заключения. Эпиграф не обязателен. Но всё же, всё же… В нём должна быть сконцентрирована идея сочинения. Для эпиграфа можно взять строчки из текста, по которому  пишется сочинение, пословицы и поговорки, высказывания писателей, общественных и политических деятелей. Для примера вы можете заглянуть на мой сайт www.lvmir.narod.ru в книгу «История Древней Святой Руси…».

Итак, основными частями сочинения являются вступление, основная часть и заключение, которые обозначаются римскими цифрами и должны быть озаглавлены. Сочинение нужно писать сначала на черновике, оставив место для дополнений, которые могут возникнуть во время написания сочинения.

Во вступлении может идти речь об эпохе написания книги, истории создания книги, о прообразах героев и т.п.

Основная часть плана должна состоять из нескольких пунктов, которые изображаются арабскими цифрами, а подпункты – буквами из алфавита.

Например, тема: «Образ героя…» должна включать пункты:

1)   Происхождение, социальное положение.

2)   Портрет.

3)   Черты характера.

4)   Отношение героя с другими действующими лицами.

5)   Отношение других действующих лиц к данному герою.

6)   Их участие в общественной жизни страны.

7)   Речь героя.

8)   И т.п. Всё это подтверждается цитатами из текста.

В заключении можно подвести итоги, сделать выводы по данной теме, рассказать о вашем отношении к данному герою и т.д.

При сравнительной характеристике двух героев, можно использовать эти же пункты плана, только в сопоставлении, в сравнении. Это сложнее. Приведу два примера составления плана.

Тема: «Мой любимый герой – Наташа Ростова» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

План.

I Вступление.

1)   Наташа Ростова - моя любимая героиня.

2)   Моё первое знакомство с героями романа.

II Основная часть.

1)   Что привлекает меня в Наташе Ростовой:

а) естественность, простота, отсутствие фарса и лжи;

б) поэтичность, музыкальность;

в) близость к народной жизни;

г) Женственность и обаятельность;

д) патриотизм, проявленный Отечественной войне 1812 года;

е) чуткость, отзывчивость;

ж) Наташа Ростова – мать и жена.

III Заключение.

         Воплощение в Наташе Ростовой высоких нравственных духовных качеств.

Тема: «Патриотизм русских людей в Отечественной войне 1812 года».

План.

I Вступление.

1)   Угроза, нависшая над Россией в 1812 году.

2)   Справедливый характер Отечественной войны 1812 года.

II Основная часть.

Патриотизм русских людей против нашествия Наполеона.

1)   Сознание невозможности подчиняться захватчикам.

а) поведение жителей Смоленска (т. 3, ч. 2, гл. 4);

б) оставление жителями Москвы;

в) настроение армии, крестьянской массы, лучшей части дворянства, трудового населения города (т. 4, ч. 1, гл. 4).

2) Выдвижение народного полководца (т. 4, ч. 2, гл. 25).

3) Отказ крестьян поставлять снабжение французам.

4) Партизанское движение (т. 4, ч. 3, гл. 4-11).

5) Героизм войск в Бородинской битве (т. 4, ч. 2, гл. 33, 19, 20).

6) Платон Каратаев и Тихон Щербатый (т. 3, ч. 2, гл. 20, 25).

III Заключение.

Любовь к Родине – прекрасная черта народного характера.

Итак, чтобы написать хорошее сочинение, нужно знать текст произведения, пропустить его через призму своей души, соблюсти 4 элемента плана: эпиграф, вступление, основная часть, заключение. Уметь правильно цитировать, в конце сочинения указать источник цитирования. В школах сочинения проводятся для проверки у учащихся знания текстов, умения логично излагать мысли, проверки знания грамматики русского языка. Всё это приходит с опытом и практикой.

Типичными ошибками учащихся в плане сочинений следует считать:

1)   Неумение понять специфику темы.

2)   Неправильный подход к теме вступления.

3)   Отсутствие ряда вопросов в основной части.

4)   Несоответствие заключения содержанию сочинения. Например, в тексте говорилось о любимом герое, а в заключении -  о значении творчества Л.Н. Толстого.

5)   Отсутствие выводов и обобщений.

6)   Наличие стилистических, грамматических, синтаксических ошибок.

7)   Неправильное графическое оформление плана, беспорядочная нумерация пунктов. В плане следуют сначала римские цифры, затем арабские, далее - буквенная нумерация.

Учащийся должен обратить внимание на эпиграф.  Хотя он и не обязателен в сочинении, но удачный эпиграф – свидетельство того, что учащийся правильно разобрался в материале. Эпиграф должен соответствовать теме, быть выразительным, кратким. При эпиграфе должна быть ссылка на источник. И должно быть правильное его графическое расположение.

К сочинению нужно готовиться заранее, желательно прочитать дополнительную литературу. При изложении избегать тех же ошибок, что и в плане: использование материала, не относящегося к теме, неполнота охвата материала, отсутствие последовательности в изложении, несоразмерность частей, несоответствие сочинения плану, повторение одних и тех же мыслей, неумение использовать цитаты (отсутствие или чрезмерное их употребление, когда сочинение превращается в набор цитат), искажение исторических, литературных, биографических фактов, искусственная связь с современностью, отсутствие логических переходов («мостиков») от одной части сочинения к другой, списывание из различных источников.

В конце работы нужно указать использованные литературные источники.  Здесь также могут быть ошибки. Сначала нужно указать имя автора, затем название источника, страницы (том, часть, глава, страницы), год издания, название издательства. После окончания работы на черновике, надо его внимательно проверить, убедившись, что всё в порядке, переписать его на чистовик.

***

Книги по методике написания сочинений также можно приобрести в интернет-магазине, пройдя по ссылкам:

 

My-shop.ru

***

My-shop.ru

***

My-shop.ru
My-shop.ru
My-shop.ru

 

 

Посетите также страницы сайта "Аудио- и видеокурсы, мультимедийные издания" и "Дидактические материалы, практикумы" по литературе.

Наверх

На главную

 



Используются технологии uCoz