ЛЕТО

СВЯТОВИТ

Последний летний месяц. Месяц жатвы. Этому месяцу покровительствуют Майя Златогорка и Велес. Месяц продолжается с 23 августа до 22 сентября - с 1 святовита до 1 велесеня.

1 - 7 святовита (23 - 29 августа). Седьмица Дажьбога и Майи Златогорки. Жатва Велеса и Майи.

Жатва начиналась в день Велеса - Житника и продолжалась до Успения Майи. На сжатом поле оставляли горсть несрезанных колосьев, связывали их лентой, называя их «бородой Велеса».

Последний сноп жали молча, так как наши предки верили, что в этот сноп переходила душа поля, и они не хотели ей мешать. Последний сноп почитался Майей Златогоркой или Велесом.

«Пять дней до Успения Майи Златогорки посвящали в ведических храмах пяти прошедшим месяцам и знакам Зодиака.

1 святовита посвящали Овну и Белояру. Славили Буса Белояра и поминали его уход в Правь.

  1. 2 святовита посвящали Тельцу и Ладе. Славили Ладу, лик Майи как супруги Сварога.

3 святовита посвящали Близнецам - Костроме с Купалой. Славили Майю - Кострому, ушедшую в Правь.

4 святовита посвящали Раку и Коляде с Радой. Славили Майю - Раду, ушедшую в Правь.

5 святовита посвящали Льву и Дажьбогу с Майей. Этот день почитался предпразднеством Успения Майи.

6 святовита отмечали Успение Майи.

7 святовита - Третий Полотняный Спас. Это также отдание Успения Майи». (стр. 143, «Календарь русских волхвов»).

21 августа – Мирон Ветрогон. День Стрибога. Мирон – Ветрами Гон.

По народному земледельческому месяцеслову - 23 августа - Лаврентий - целитель от глазных болезней. В этот день можно получить сведения о погоде на будущее. Крестьяне ходили в этот день на реку и смотрели на воду. Если на воде нет зыби, осень будет безветренной, а зима - без вьюг. День Зоречника.

24 августа - день памяти мученика Евпла. На этот день существуют поверья.

В Евплов день на могилах ходят привидения, слышны свист, вой и белый конь бегает. Эта легенда сохранилась со времён татаро-монгольского ига. Именно в этот день была кровавая битва при слиянии рек Вожи и Быстрицы на «перекольских могилках». Кровь лилась с обеих сторон. И вот начали одолевать басурмане силу русскую. Откуда ни возьмись, выехал на белом коне богатырь облика нездешнего, вида незнакомого, а с ним - удалая сотня. И начал бить - колоть богатырь басурманов и добил бы, если бы не подоспел Батый с тьмою тьмущей. Богатыря наземь свалили, а коня и сотню богатырскую загнали в болото. С той поры, в Евплов день, слышны с болота свист и песни. А ближе к ночи выбегает на могилки белая лошадь, все могилки обегает, копытом землю роет, горькими слезами плачет. Потом ночью над могилками появляются блуждающие огоньки. День Евпатия Коловрата. В этот день усопшие наказывают пьянчуг. День стрижки овец.

26 августа – обхаживание овин.

27 августа - начало листопада. Михей Тиховей. Если на Михея Тиховея дуют ветры - суховеи, то предвещают ясную сухую осень. Если 27 августа разразится буря, сентябрь будет ненастным.

28 августа – начало «молодого бабьего лета».

28 августа - Успение Пресвятой Богородицы. По ведическому календарю в этот день - Успение Майи Златогорки - матери Коляды.

Успенщина - осенний праздник, посвящённый окончанию жатвы и второй встрече осени. Конец Успенского поста. Мирская складчина. Пекли праздничные пироги из новой муки, варили барана. В гости созывались все родные и добрые соседи пировать Успенщину. Существовал в Успение и такой обычай. Ребята обходили поля, собирали несжатые колоски, плели из них вместе с полевыми цветами венок, надевали на голову красивой девушке и с песнями шли на господскую усадьбу. Впереди шёл мальчик с последним сжатым снопом в руках. На крыльцо выходили барин с барыней и принимали от крестьян венок и сноп, которые ставили под божницу, а крестьянам полагалось угощение.

Вплоть до 1917 года было принято в деревнях на сжатом поле оставлять горсточку несжатых колосьев, из которых завивали бороду со словами: «Дай, Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай». «Бороду» пригибали к земле, слегка прикапывали под стеблем, клали хлеб - соль и низко кланялись матушке - ниве. «Вот, тебе, «борода» - уроди нам ржи и овса!». Крестьяне верили, что на ниве обитают духи Полевики, и новый урожай зависит от них. Духи - Полевики, по мнению наших предков, носятся по воздуху, нисходят на Землю, оплодотворяющуюся семенем дождя и в материнских недрах Земли превращаются в различные злаки. Полевики, по легендам, прячутся зимой в этих колосьях, и грешно было бы лишить их жилища. Другие Полевики попадают в дожиночный сноп. В некоторых областях России из дожиночного снопа делали куклу - ребёнка: в зрелом хлебе наши предки видели дитя, рождённого плодовитой Землёй. Иногда дожиночный сноп одевали в сарафан, делали из палок руки и носили по деревне с обрядовыми песнями.

6 святовита (28 августа). Успение Майи. В этот день поминали Майю Златогорку, говорили о погибшей цивилизации атлантов, погибших в 9-ом тысячелетии до н.э., о гибели в III тысячелетии до н.э. из-за Дарданова потопа последних наследников Атлантиды - хаттов, поминали о том, как Майя передала свою силу Дажьбогу (славянам).

7 святовита (29 августа). Третий Спас - Полотняный.

8 святовита (30 августа). Отдание Спаса. В этот день вспоминают о том, как Дажьбог нашёл дорогу к Вию - князю Подземного царства, чтобы получить волшебное кольцо и оживить Златогорку. Буря -Яга и Велес дали Дажьбогу полотно - скатерть, которая волшебной дорогой раскинулась по Тёмным горам и ущельям и была опущена в провал, в нижний мир. Поэтому Третий Спас называется Полотняным, и поэтому с тех пор, в этот день, верующие жертвовали в храмы Дажьбога и Велеса полотно.

На вершинах холмов, на Третий Спас, - ярмарки, торгуют полотном и верят, что Дажьбог и Велес помогут торговле». («Календарь русских волхвов», стр. 145).

По народному месяцеслову, 29 августа - Третий Спас. Праздник последнего снопа. Госпожин день - День Жницы. В день Третьего Спаса по дожиночному снопу гадали о характере урожая следующего года. Из снопа брали три колоса, и зёрна каждого колоса сажали отдельно. Если раньше всходили зёрна первого колоса, в будущем году лучшим будет ранний сев. От второго колоса - средний сев, от третьего колоса - поздний сев. Гадали в этот день и о погоде. Если в этот день вода в реке и в озере не волнуется ветром, осень будет тихая, а зима - без метелей.

29 августа – Ореховый Спас. Хлебный день. Праздник снопа. Холщовый Спас. Госпожин день.

30 августа, по народному месяцеслову, - сев озимых. В этот день совершали обряд одаривания птиц зёрнами нового урожая. Конец жатвы.

9 святовита (31 августа). Рождение Овсеня и Коляды. Усень Конский праздник. После Успения Майи Златогорки и Третьего Спаса вспоминают о рождении Овсеня и Коляды, и устраивают Конский праздник в память о покровителях лошадей - Овсене и Коляде…

31 августа, по народному месяцеслову, - Флор и Лавр Лошадники. Последний срок сева озимых. Лошадиный праздник. Лошадей в этот день не заставляли работать. Кормили досыта, купали, поливали святой водой, завивали им лентами хвосты и гривы. Хозяйки в этот день пекли печенье в форме копыта, на ночь укрывали лошадей от заморозков попоной.

7 - 11 святовита (29 августа - 2 сентября). Дни Дажьбога в Нави.

В эти дни Дажьбог сходит в Навь, воюет с силами тьмы и зимы.

19 святовита (1 сентября): Дажьбог - тепляк. Дажьбог развеивает тьму незнания.

11 святовита Дажьбог несёт свет во тьму, воскрешает мёртвых, даёт здоровье недужным, возвращает зрение слепым.

Дажьбог идёт к своему прародителю Велесу - Семарглу, который в это время сходит в Навь к Вию, чтобы обрести великое изначальное знание, духовно прозреть, чтобы при возвращении назад по зодиакальному кругу (по Большому Коло) вновь возродиться через девять месяцев в эпоху Рода, построить волшебную лодку из Дуба Сварога и поймать Щуку Рода.

В народе в этот день - 1 сентября - почитается Андрей Стратилат Тепляк, в котором отражён Дажьбог Стратилат и Семаргл (Стратилат - полководец небесных воинств). В этот же день - бабье лето, Фёкла Свекольница - начало уборки свёклы.

В христианских церквах читаются тексты, которые читались в ведических храмах, - о прозрении слепых.

12 святовита (3 сентября). День рождения художника Константина Васильева (1942г.), который воскресил образы Святой Руси. По народным приметам, если 3 сентября солнечная тёплая погода, то такая погода продержится ещё 4 недели.

12 - 23 святовита (3 - 14 сентября). 12 домов Святовита - Святогора.

В эти дни вспоминают о том, как отец Майи - Святогор стал Святовитом. Он прошёл 12 Врат, побывал в 12 зодиакальных домах, прежде чем войти к трону Всевышнего. Начал он путешествовать по Малому Коло от дома Майи и Святогора (знак Девы). И первым домом его 12 святовита был дом Велеса (Весы). Вторым домом Святовита был Перунов дом (Скорпион). Третий дом - дом Китаврула (Стрельца). Четвёртым домом был дом Индрика (Козерога). Рождается источник Ведического знания. Пятый дом - дом Крышня (Водолея). Шестой дом - дом Рода (Рыб). Седьмой дом - Святовита - дом Белояра. Восьмой дом Святовита - дом Лады (Велеса - Тельца). Девятый дом Святовита - дом Купалы (Близнецов).

Десятый дом - дом Коляды (Рака). Одиннадцатый дом - дом Дажьбога и Майи (Льва)...

Двенадцатый дом Святовита - дом Майи Святогоровны и Святогора - Святовита (Девы).

По народному месяцеслову - 4 сентября - праздник Овина. Агафон Огуменник. По народным сказаниям, в этот день Леший выходит из леса и начинает дурить: раскидывает снопы по гумнам. Видом он напоминает человека. На нём красный кушак, левая пола кафтана сунута под правую, обувь перепутана, глаза зелёные и горят, как угли. Иногда он может быть выше дерева, может превращаться в зверя, чаще бывает невидим, но слышим. Если он попадается на дороге, может покалечить или погубить.

5 сентября - Лупп Брусничник. День брусники. Если к 5 сентября журавли отправляются на юг, зима наступит рано.

6 сентября - Евтихий. Начало уборки льна.                   

7 сентября - Тит и Варфоломей. Осень набирает силу. Грибной сезон подходит к концу. Святой Тит последний гриб растит.

8 сентября. Праздник Натальи Овсяницы. Праздник последнего овсяного снопа. Уборка овса. Косари делали из овсяных снопов чучело и носили его по домам с песнями, получая от хозяев подарки и угощение. По народным приметам, если на 8 сентября - заморозки, будет ранней и студёной зима.

9 сентября. Пимены. Уборка льна, овса, конопли, заготовка калины, рябины.

10 сентября - Анна и Савва Скирдники. Мурин - целитель от пьянства. Если к приходу Анны Скирдницы хлеб не убран в скирды, урожай может погибнуть, а зимой наступит голод.

11 сентября - день Усекновения честной главы Иоанна Крестителя. Иван Постный. Иван Полеток. Репный праздник. С этого дня проводились расчёты с работниками, собирали налог, платили дань, открывались Ивановские ярмарки. В этот день соблюдался следующий обряд: молодёжь со всего села сходилась к околице, приносили заранее сделанную глиняную куклу с человеческий рост, в холщовой рубашке, без головы. Эту безголовую куклу поднимали две девушки и бережно, в молчании, несли на руках впереди толпы к реке, где на крутом берегу клали её на землю. С причитаниями куклу бросали в воду со словами : «Прощай, Иоанн Креститель! Прощай, лето!» С этого дня осень вступает в свои права. В этот день по поведению птиц предсказывали будущее. Если журавли летят на юг, - к снегу. В этот день Иоанну Крестителю молились от головной боли. Последние стлища на льны. Встреча осени.

13 сентября - Куприянов день. Начало копки картофеля. Если к этому дню журавли не отправились на юг, зима будет поздней.

14 сентября. Симеон Летопроводец. Семёнов день. Марфа. Бабье лето (с 14-21 сентября).  Старый Новый год – Семёнов день.

Начало церковного Новолетия с конца ХIV века по ХVII век. Сентябрьское новогодье. В этот день в деревнях ходили с песнями до околицы, неся в руках сноп, разукрашенный лентами.

14 сентября древние славянские обряды «Постриги» и «Сажание на коня».

Мальчику при переходе к четвёртому году рождения выстригали волосы на темени. Мать зашивала прядь в ладанку. Затем ребёнка выводили во двор, сажали на коня и давали немного покататься. За торжественным обедом, кум с кумой разламывали над головой крестника пирог, желали «новопостриженному» удач в жизни и одаривали его.

По ведическому календарю - праздник Белбога.

Обряд похорон мух и тараканов.

23 святовита (14 сентября). Святогор - Летопроводец. День Святовита. Начало «бабьего лета».

В эти дни в ведических храмах вспоминают, как закончился Золотой век и угасла цивилизация атлантов, говорят о Русской Атлантиде, о Святогоре. Святогор передал свою силу Майе, так как началось «бабье лето». А сам Святогор стал третьим ликом Триглава, стал Святовитом.

14 сентября на Черноморском побережье Кавказа, в городе Солнца - Гелиоса - Геленджике проходят встречи всех, кто почитает «Русские Веды». В конце сентября и в октябре проходят встречи родноверов и учёных.

24 - 30 святовитов (15 - 21 сентября). Седьмица Огнебога Семаргла.

В последнюю седьмицу лета славяне поминали Огнебога Семаргла и все его деяния. 24 сентября поминали Семаргла, его родителей, Сварога и Матерь Сва, как Семаргл по повелению отца Сварога отправился в Навь, за огненную реку Смородину, обрёл мудрость в царстве Вия, создал лодку, на ней в Чёрном море поймал Щуку Рода, из которой были рождены все боги. Затем Велес - Семаргл нашёл пречудный Крест и под ним – «Книгу Вед».

25 святовита вспоминали, как Семаргл ударял секирой по Алатырю, по камню Вальяра, по горе Сарачинской, из которого истекала Сурья, мёд поэзии, то есть - само Ведическое Знание.

В эти дни поминают семь великих арийских князей из «Ярилиной книги» : 1)Ярбан, 2)Корс - Яр, 3) Вахрамей, 4)Вольга, 5) Ягорий, 6)Дажень - Яр, 7) Бус Белояр.

26 святовита (17 сентября). День Купальницы (Неопалимая Купина). В этот день огнищане молились Неопалимой Купальнице о защите дома и скота от огня.

27 - 30 святовита (18-21 сентября). Продолжение Седьмицы Семаргла Огнебога. 27 святовита прославляли Огнебога как проводника в Навь. 28 святовита говорили о Семаргле как о главе небесных воинств, воине с огненным мечом - страже врат Ирия.

29 святовита говорили о Семаргле как о лунном боге, супруге Луны - Деваны и родителе Вана.

30 святовита (21 сентября). Овсень малый.

31 святовита (вставной день). Отдание Овсеня. Огненное прощание с летом. Верующие жгут костры, прощаются с Летом - Семарглом и встречают Велеса - Осень. Велес выпускает на землю Осень - Овсеня, брата Коляды, который прокладывает ему путь. Предпразднество Осенин.

По народному месяцеслову - 15 сентября - день св. Маманта Овчарника. В этот день не выпускали скот пастись. Парни, которым предстояло идти в рекруты, с этого дня освобождались от всех работ.

16 сентября день - Василисы и Домны. В этот день полагалось собирать разную рухлядь, и это, по мнению предков, должно обеспечить дому благополучие на всю осень. Особенно ценились старые лапти, которые являлись как бы верным средством от сглаза. Совершали обряды от сглаза урожая и скота.

17 сентября Луков день. Праздник лука. Начало уборки лука. Мольба о защите от пожара.

18 сентября. Изгнание Кумохи.

19 сентября. Михайлов день. В этот день возможны утренние заморозки. 20 сентября - продолжение уборки лука.

21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы и Майи Златогорки. Праздник «Оспоженки», который длился неделю. День луковой слезёнки.

Начало Русского государства. Осенины. Оспоженки.

Пасиков день. День уборки пчёл на зимовье.

День Осенин. Приглашали молодых мужа и жену в гости и все вместе участвовали в старинном обряде обновления огня. А в избе старый огонь гасили, новый зажигали.

22 сентября. Молотьба. Обряды: «Водить колосок». «Водить талаку». День осеннего равноденствия.

23 сентября. Пётр и Павел Рябинники. Сбор рябины. Часть рябины оставляли птицам. По приметам, если рябины в лесу много, жди дождливой осени и холодной зимы.

24 сентября. Федора Замочи хвосты. Устанавливается дождливая погода.

25 сентября. Артамон - Змеиный праздник. Считалось, что в этот день змеи уходят в леса и прячутся до весны. .

26 сентября. Корнильев день. Лучший срок уборки последних корневых овощей: картофеля, моркови, брюквы, хрена...

27 сентября. Воздвижение. Ставровый день. Крестовый день. В ведических храмах в этот день объясняли смысл воздвижения Лелей креста Хорса и Крышня. Третья встреча осени. Капустница, которая длилась две недели.

28 сентября - Никита Гусятник. Никита Гусепролёт. Никита – первый христианский святой, который стал проповедовать в славянских и готских землях христианство в IV веке нашей эры. Утка или гусь - священная птица Рода Седыя, которого поминали в этот день в ведических храмах. Христианские обычаи, связанные с гусем, унаследованы из ведических и языческих обрядов и обычаев. Никита Репорез. Уборка репы. Готовили репную похлёбку, мыли избу, парились в банях. Обряд задабривания водяного гусятиной. Начало гусиных боёв.

29 сентября. Древний обряд «Птичья Костка».

30 сентября. Всесветские бабьи именины. Христиане поминают в этот день мучениц Веру, Надежду, Любовь и их мать Софью. Эти имена вытеснили Марену, Живу, Лелю, дочерей Лады, а также дочерей Коровы Земун: Бури, Омелфы а Даны.

Используются технологии uCoz